Широкая география современного искусства
Французский куратор Жан-Юбер Мартен, бывший директор Центра Помпиду , человек, славящийся главным образом умением устроить любого масштаба выставку в любом месте, любит мощные образы и многосоставные проекты. Буквально этим летом Мартен собрал для Венецианской биеннале проект Infinitum прямо в исторических интерьерах палаццо Фортуни; и он, по мнению критиков и зрителей, оказался самой успешной выставкой 2009 года. Мартен рассказал мне, в чем разница между работой в Венеции и в Москве:
И вот плоды усилий Мартена: проект «Против исключения» — гвоздь программы нынешней биеннале. Гигантский водопад, извергающийся с четырехметровой высоты словами, и даже не просто словами: присмотришься — и читаешь текст новостной ленты. Чучела животных, живые куры, ящерицы и тараканы, снующие среди статуй. Старики разных конфессий раскатывают взад-вперед на инвалидных колясках. Мерзкий на ощупь, но приятный глазу вазелиновый сыр. Все это между афганскими коврами, этническими стелами и африканскими масками — аттракцион почище Диснейленда, поинтересней и порой пожутче Кунсткамеры.
Дело в том, что Мартен не только мастер сборных проектов, он еще и известный любитель экзотики. Поэтому в выставке участвуют, с одной стороны, западные звезды (Марина Абрамович, Вим Дельвуа, Тони Крэгг, Аниш Капур, братья Чепмены ), а с другой стороны, в «Гараже» полно постколониального искусства из Африки, Азии и Австралии. Что не может не восхищать даже искушенных зрителей, таких, например, как Сэм Клебанов.
Бельгиец Кун ван Мехелен, например, ездит по миру, скрещивает кур (недавно скрестил русскую орловскую курицу с петухом породы мехельс-анкона), называет все это космополитизмом и выставляет чуть ли не в музеях. У нас эта птичья жизнь открывает выставку. Куры как живые, так и мертвые. При всем своем мичуринском задоре от любви к куриному супчику Кун не отказывается.
Другой художник, одна из звезд мартеновской выставки — немецкий фотограф Спенсер Туник нашел в Москве не птиц, а животных, точнее голых людей, согласившихся попрать национальную символику и позировать ню на центральных улицах столицы. Мне Спенсер рассказал о своих отношениях с моделями, о том, что любит иногда снимать своих подружек. На вопрос, испытывает ли он эрекцию, снимая обнаженную натуру, ответил уклончиво:
Уже на выходе из «Гаража» мне встретился директор Московского музея современного искусства Василий Церетели — по его мнению, проект Мартена вне конкуренции.
Приглашенные художники, участвующие в проекте, все как один довольны. А что? Российская столица, памятник архитектуры, звездный куратор, биеннале в конце концов — жаловаться нечего. Мы потихоньку выбираемся на тот уровень, когда можно сравнивать собственный арт-марафон с западными аналогами, когда отдельно взятая выставка (как в случае с «Против исключения») выглядит как целый музей с очень хорошей, может быть, лучшей в Европе коллекцией современного искусства.
Александра Рудык, журнал "Афиша"