Анна Меликян — особый случай для рубрики «Кино на “Снобе”» — в особом представлении не нуждается. «Марс» и «Русалка» прогремели в Берлине и на Санденс-фестивале, были в широком российском и международном прокате. Совсем скоро начнется зрительская жизнь новейшей «Звезды», отмеченной на последнем «Кинотавре» двумя призами — и это действительно один из лучших наших фильмов года. А спустя считаные дни после премьеры «Звезды» на ММКФ Меликян приступила к съемкам нового фильма, альманаха «Про любовь»: его идея родилась из двух одноименных короткометражек, снятых для благотворительного аукциона Светланы Бондарчук Action. Первую можно посмотреть здесь, вторую, удостоенную на том же «Кинотавре-2014» премии «За прекрасный прекрасный фильм», мы показываем в нашем онлайн-кинотеатре

Уличная любовь. Первая часть возникла спонтанно, за несколько дней, мне позвонила Света Бондарчук и рассказала о благотворительном аукционе, в котором разные режиссеры должны что-то снять и это что-то будет продаваться на аукционе, а деньги от продажи пойдут в фонды, детям. Сказала, что денег на производство фильмов нет, могут предоставить айфон для съемок, ну айфон у меня был, так что я отказалась и подумала: что же я могу снять без денег? В разные помещения зайти будет сложно, нужны деньги, нужен свет, значит, надо придумать что-то на улице. Так возникла мысль о паре, которая ходит по улицам и выясняет отношения. Ну, мы вышли на улицу и два дня походили с актерами, из этого родился фильм «Про любовь», и никаких мыслей, связанных с каким-то продолжением, конечно, не было.

Постельная любовь. Ну, стандартно под Рождество мне позвонила Света Бондарчук и сказала, что пора что-то снимать для аукциона, который теперь стал ежегодным. И тут как раз я и подумала, что можно снимать так разные истории про разные пары, и решила сделать «Про любовь — 2». Только на этот раз я была такой утомленной своим большим фильмом «Звезда», он находился в монтаже в это время, что я поняла, что ни сил, ни времени на что-то весомое у меня нет, и тогда я решила придумать что-то, что можно снять за один день, в одной комнате. Вот такая у меня была техническая задача, с которой родился этот фильм. А потом появилась история про пару, которая весь день проводит в постели, и я сразу решила, что сниматься должна семейная пара, и стала искать такую актерскую пару. Сначала обратилась к одной такой паре, но ребята отказались, и я, конечно, расстроилась, потому что снимать нужно было уже через несколько дней. И вдруг вспомнила про моего друга Руминова и про то, как последний раз я с ним встречалась в кафе, и он пришел со своей девушкой Наташей, и жаловался, что ничего не снимает. А я весь вечер наблюдала за тем, как они общаются, и потом утром ему позвонила и сказала, что он должен снимать про их совместную жизнь, потому что за этим очень интересно наблюдать, и что это будет лучший его фильм, вот просто взять камеру и снимать их жизнь. И вот я об этом вспомнила. Так я позвонила Руминову и сказала, что они с Наташей будут у меня сниматься. Паша сказал: «Ну, надо так надо, хорошо».

Любовь с импровизациями. Когда ребята ко мне пришли, я выложила свой сценарий на четыре страницы, но они даже не успели его прочитать, они просто начали общаться на тему, о которой я попросила, и это, естественно, оказалось гораздо интереснее, чем все, что у меня было написано, так что и на площадке я просила их говорить от себя, просто направляла их немного. Конечно, для такого эксперимента в кадре должен находиться человек масштаба Руминова, чтоб за этим интересно было наблюдать. Этот опыт с Пашей, несмотря на всю несерьезность затеи, оказался каким-то грандиозным для меня и совершенно новым, и конечно, очень поменял меня. После этого опыта я уже не могу снимать как раньше, когда все заучено, мне нравится, когда актеры говорят от себя, это дает такой удивительный эффект на стыке документального и игрового кино, и ты себя чувствуешь в совершенно новой позиции, ты вроде режиссер, и ты здесь присутствуешь, но при этом перед твоими глазами разворачивается какая-то жизнь, и ты в общем мало можешь влиять на ход этой жизни, ты просто наблюдаешь, и это очень здорово. Конечно, такой эксперимент возможен, только когда люди очень доверяют другу другу, и если бы не Пашино какое-то безоглядное доверие мне, то ничего бы не вышло.

Телевизионная любовь. Можно сказать, что фильм «Про любовь — 2» родился благодаря Кате Андреевой. Дело в том, что в этот момент я монтировала свой фильм «Звезда», который получился ну очень длинным, из него было выброшено два часа смонтированного фильма, и в эти два часа входила целая линия, связанная с концом света, в которой снялись Катя Андреева и Андрей Малахов, и мне, честно говоря, ничего из этих двух часов не было жалко выбрасывать, но вот эти кадры с Катей казались мне очень ценными, и я подумала, что надо придумать короткую историю, которая закончится концом света. И тогда я смогу использовать эти кадры. Как видите, у меня всегда какая-то техническая цель предшествует рождению фильма. А Катя оказалась просто удивительной, и плачет она в кадре сама, чем меня очень удивила, отказалась от актерских капель для слез, сказала, что все сделает сама, и правда сделала, из дубля в дубль плакала как профессиональная актриса, хотя у нас в кино актеры не умеют плакать, всем надо капать. И вообще, мне показалось, что она совсем не соответствует тому образу, что мы видим в телевизоре. Я даже после этой съемки несколько раз новости посмотрела с ней, ну так просто посмотрела, из уважения к ней.

Родительская любовь. Мы снимали в доме у Наташиных родителей, я хотела, чтоб это обязательно было какое-то привычное Паше и Наташе место, чтоб они чувствовали себя естественно, в своем доме. Там как-то удачно расположен дом, что родители находились в соседнем крыле и не видели и не слышали, что происходит у нас, ну просто знали, что мы что-то снимаем.

Любовь за деньги. Когда мы с Пашей обо всем договорились, что будет происходить на съемке, мне все не давало покоя, что Паша ничего не боится, чувствовал себя очень уверенно, и мне очень захотелось его удивить, сделать что-то неожиданное. Тогда я придумала запустить в кадр черную проститутку, но так, что ни Паша, ни Наташа не знали об этом. Чтобы она вошла в комнату совершенно неожиданно, и он не знал ничего об этом. И вот с этим у меня возникли большие проблемы, девушки слетали одна за другой, и весь съемочный день у меня шли активные переговоры с разными мужчинами по телефону, которые отвечали за доставку девушки, то есть в одной комнате шла уже съемка, а во второй я постоянно ругалась с кем-то по телефону, потому что девушки то соглашались приехать, то вдруг отказывались, и весь день параллельно съемке мне искали девушку, так что я уже думала, что ничего не получится, но в итоге каким-то чудом она все же доехала до нас ночью и вошла в кадр.

Разноцветная любовь. Проститутку искала я сама, но поскольку сроки были очень сжатые, все как обычно в последний момент, кто-то кого-то подвел, и как обычно за день до съемки выяснилось, что нет проститутки, так что весь предшествующий съемке день все мои друзья искали в Москве черную проститутку для Ани Меликян, и «не надо задавать никаких вопросов». Девушка в кадре в итоге была стриптизершей, и вначале была совершенно напугана, потому что ее привезли ночью в загородный дом, и там какие-то странные голые люди в постели с камерой, она очень ждала какого-то подвоха, но потом, конечно, увидела, что мы в целом не такие страшные, а милые люди, просто немного не в себе, мы ее накормили с дороги, чаем напоили, и она сразу как-то расслабилась и все сделала прекрасно.

Фестивальная любовь. Вы знаете, я сейчас нахожусь в съемочном периоде и не очень отслеживаю ее фестивальную судьбу, я знаю только, что на нее большой спрос, мне постоянно приходят письма от разных фестивалей. Даже есть предложения купить фильм для показа, хотя он есть теперь в сети, но я всех переадресовываю в компанию Светы Бондарчук, потому что у меня нет прав на этот фильм, я просто сняла его бесплатно для благотворительного аукциона, и мне он не принадлежит.

Любовь в пяти главах. В итоге эта тема с маленькими историями про разные пары так меня затянула, что я решила снять такой большой альманах с известными артистами, состоящий из пяти разных новелл с разными героями, объединенных одной большой лекцией о любви, которую будет читать героиня Ренаты Литвиновой. Сейчас я нахожусь в съемках, и пока мне вообще сложно оценить, что мы снимаем, но это будет что-то новое для меня, какие-то новые задачи для себя я здесь решаю. И мой опыт с Пашей Руминовым, безусловно, мне очень помогает.

Любовь к жизни. У меня обычно все фильмы очень личные, и «Звезда» не исключение. «Звезда» — очень дорогой для меня фильм, очень тяжело рождался, очень долго и мучительно, но в итоге сам фильм мне очень помог, потому что это фильм о жизни, а не о смерти, фильм о том, что жизнь — это сегодня и нужно ценить это сегодня и проживать его, не промахивать, этот фильм в какой-то степени и меня вернул к жизни, во всяком случае то, что сейчас я уже снимаю свой новый фильм, это все благодаря «Звезде» и ее философии.

Любовь за кадром. Свои фильмы я никогда не пересматриваю, обычно последний раз, когда я вижу свой фильм, — это момент, когда звук соединяется с изображением и печатают первую копию, и ты должен прийти и посмотреть все на большом экране, все проверить. Я это делаю и больше никогда не смотрю, ни на премьере, ни на фестивалях, просто не могу смотреть, хотя мне очень интересно, как смотрят зрители, и я потом прошу мне рассказывать, как смотрел зал, но сама не могу там присутствовать. И свои старые фильмы я с тех пор не видела. И не имею никакого представления, как они смотрятся сегодня.

Полевая любовь. Мне очень часто предлагают преподавать, но я всегда отказываюсь, я пока не чувствую себя каким-то мастером, который должен кого-то обучать, наоборот, я чувствую огромную потребность самой пойти и чему-то научиться. Но я всегда с удовольствием делюсь процессом с молодыми режиссерами, вокруг меня всегда много студентов, они как-то сами меня находят, просятся на съемки, набраться опыта, я никому не отказываю, вот и сейчас, я снимаю кино, и мне помогают разные молодые ребята, студенты, я пытаюсь их как-то задействовать, даю разные задания, чтоб не просто так сидели, что-то они даже сами снимают вместо меня, вот мне кажется, что это самый лучший процесс обучения, сразу в полях.

Другие фильмы проекта:

  • «Бонапетит!»
  • «Исход»
  • «Фейерверк»
  • «Кукушка»
  • Keep Going
  • «Москва — Сортировочная»
  • «Ты, наверное, не помнишь»
  • «Как к Ивану Ивановичу совесть пришла»
  • «Подъемная сила»
  • «Холодильник»
  • «Рождество»
  • «Ушелец»
  • «Власть»
  • «Рыбный день»
  • «Утро Лизы»
  • «Конец эпохи»
  • «Освоение ограничений»
  • «Крот на море»
  • «Веха»
  • «Комната моей мамы»
  • «Жизнь после»
  • «Chicago Bulls»
  • «Невский проспект»
  • «Карусель “Ромашка”»
  • «Немезида»
  • «Как Гоголь «Нос» написал»
  • «Без креста»
  • «Чайка»
  • «Спаситель»
  • «Четыре женщины»
  • «Румба»
  • «Мясо»
  • «Счастливый конец»
  • «Кое-что о Белкине»
  • «F5»
  • 50 ПРЕМЬЕР 2013 ГОДА

    Если вы хотите стать участником проекта, присылайте информацию о себе и своей работе по адресу [email protected].