Глебу Нечаеву и Марусе Сыроечковской по 25 лет. Когда они снимали «Освоение ограничений», свою дебютную экспериментальную короткометражку, им было по 23. Авторский синопсис фильма выглядит вот так: «Есть ли жизнь после того, как вы упали в мусоропровод? Сколько вы смогли бы прожить с ногой, застрявшей в ведре? Или с головой, запутавшейся в воротнике водолазки? И что, если бы вам это понравилось?» Само кино понравилось многим, а режиссер Павел Руминов, например, сказал, что это кино ему не просто понравилось, но дало ощущение солидарности с другими людьми. Онлайн-премьера — у нас.

Творческий дуэт

Глеб: Мы с Марусей познакомились на факультете режиссуры в Институте современного искусства, на курсе у Ханютина и Зельдовича.

Маруся: До этого я год училась в школе Марины Разбежкиной, а Глеб там учился после меня. Сейчас Глеб учится в открытой школе «МедиаАртЛаб/Манеж», а я защищаю диплом в Институте современного искусства.

Воспитание чувств

Маруся: Когда мне было 16-17 лет, я часто ходила в кинотеатр «35 мм», там показывали разные интересные фильмы, больше всего меня тогда перло от Тодда Солондза и Грегга Араки. Потом был период кинотеатра «Мир искусств» на Новослободской, откуда я почти не вылезала, и киноклуба при журфаке МГУ. В какой-то момент я поняла, что вот то, что меня возбуждает, и то, чем бы мне хотелось заниматься. Я как-то совершенно случайно попала в школу к Марине Разбежкиной, и это оказалась очень важная и счастливая случайность.

Глеб: Я метался из предмета в предмет, пытаясь найти что-то интересное, путешествовал после школы по миру, искал себя. Вернулся в Россию пару лет назад, решил, что хочу поступить в ГИТИС на актера, — не взяли. Пошел на режиссуру. Сейчас я все-таки больше питаю интерес к видеоарту и медиаискусству.

Чистое прошлое

Маруся: Моя предыдущая работа называется «Чистый человек». Это документальный фильм о парне, который свято верит в свою чистоту и все этой верой оправдывает. На фестивале «Осень» в 2012 году эта работа получила приз как лучший документальный фильм. Были показы на «Артдокфесте», «Послании к человеку»... Недавно поняла, что «Чистый человек» мне нравится больше, чем «Освоение ограничений», он серьезней, что ли.

Глеб: До «Освоения ограничений» я занимался в основном фотографией. В 2012 году вошел в число финалистов итальянской премии Terna со своим фотопроектом. После этого мне захотелось попробовать силы в кино.

Жизнь подсказала

Маруся: Я случайно застряла в водолазке, когда переодевалась. Не надолго, но ощущения были очень яркие. С одной стороны, очень глупая ситуация. И смешно, и нелепо. А с другой — толком ничего не видно, не слышно, ограничение в движениях, и начинаешь по-другому воспринимать реальность. Это все происходило буквально в течение двух минут, потом я ее благополучно сняла. Но идея осталась, я рассказала ее Глебу, и мы начали фантазировать, где, как и зачем можно еще застрять.

Легкости перевода

Маруся: Мы долго думали с Глебом, но толковое название не объявлялось. В глубине души почему-то хотелось, чтобы оно походило на On the origin of species Дарвина, уж не знаю почему. В итоге название Exploration of Confinement придумала Ольга Ардова, исполнительница роли девушки в водолазке. С русским названием решили не морочиться — просто перевели. Когда стало известно, что мы примем участие в Каннском фестивале (в параллельной секции Short Film Corner. — Прим. ред.), некоторые интернет-издания переводили наше название как «Разведка в местах лишения свободы» — по-моему, очень забавно.

Американская мечта

Глеб и Маруся: Снимали в Нью-Йорке. На Манхэттене и в Бруклине. Нам хотелось попробовать снять кино в совершенно незнакомом месте, с незнакомыми людьми. Проверить свою интуицию. Идею мы придумали еще в Москве, а сценарий дописывали в Штатах, ориентируясь уже на конкретных людей и локации.

Наши источники вдохновения — Даниил Хармс, Хармони Корин. Региональные новости. Девяностые и стилистика VHS.

Русские фрики на мусорном ветру

Глеб: На съемках мне пришлось лезть в мусоропровод, а потом самую мерзкую часть этого мы вырезали из фильма. Еще был классный момент на Юнион-сквер. Мы снимали сцены, где чувак с ведром стоит и играет на гитаре, а рядом танцевал наш актер, в фиолетовой рубашке. Он странный такой и танцует забавно. Танцует он, танцует, и смотрим, он уже не один так танцует, еще два, вроде, танцора. В Нью-Йорке с этим просто: все либо художники, либо актеры, либо танцоры, либо вокалисты, либо все сразу. К нему присоединились ребята и начали повторять за ним. Это было классное чувство сопричастности к чему-то вне нашего фильма. Но это тоже не вошло в фильм, так как выглядело чересчур постановочно.

Маруся: Мы очень долго искали подходящий мусоропровод. Я часто просыпалась с панической мыслью, что у нас никогда не будет нужного мусоропровода. Когда я с кем-нибудь знакомилась, то первым делом спрашивала, если ли у них мусоропровод в доме, и просила описать, как он выглядит. Думаю, нас воспринимали как стремных русских фриков — с интересом, но слегка опасаясь.

Дедушка Летов

Маруся: Сложно было все. Незнакомый город, незнакомое все. Адская жара. Было постоянное ощущение, что мы уже давно застряли во всем, в чем только можно было, и что это никогда не закончится. Сейчас, оглядываясь назад, это воспринимается, как классное приключение, но тогда выжить мне помогали только песни «Гражданской обороны».

Глеб: Сложно было все начать. Дальше мы просто решали проблемы по мере поступления. Мне только запомнилась оцифровка кассет. Это реально было непросто. Остальные трудности были приятным процессом.

Кто в доме главный

Глеб: Маруся следит за тем, чтобы результат получался выразительно правильным, — она главный, она решает, что можно вставить, что вырезать. На мой взгляд, она руководствуется чувством меры и внутренним чувством обратной связи: поймет ли зритель то, что мы хотим, чтобы он понял, и не слишком ли это нарочито и т. д.

Помощь классика

Глеб: Я с Пашей Руминовым познакомился, когда делал кинопоказы для одного заведения на «Красном Октябре». Там и дал посмотреть кино. И ему действительно понравилось, он очень тепло отозвался. Не помню точно, что он говорил, но он был под впечатлением, я помню.

Everyday Robots

Глеб: Как в «Конгрессе» Ари Фольмана, я должен сейчас повторить за Робин Райт, что роботы — такая большая часть нашей жизни, что даже сай-фай — это уже не сай-фай, а док. Заменим роботов на застревание и получим то, что я хочу сказать. Мы все застреваем. Если не в буквальном смысле, то в любом другом переносном.

Маруся: Меня всегда интересовало понятие счастья. Люди очень озабочены тем, счастливы они или нет, и насколько качественно их счастье. Хочется быть счастливым всегда и везде, лучшие моменты отпускать не хочется, хочется в них застрять. А, застряв, начинаешь подгнивать. Частично фильм об этом.

Откуда деньги

Глеб и Маруся: Снимали на свои. Бюджет, в принципе, маленький, если не считать проживания и перелетов в Штаты. Все ребята снимались бесплатно, им было интересно. Мы пока не нашли продюсера, который бы был с нами на одной волне, поэтому продюсируем все сами. С одной стороны, так удобнее, с другой — неудобнее.

Наградной лист

Глеб и Маруся: Мы были в уголке короткого метра в Каннах, в конкурсе ММКФ, «Послания к человеку», Румынского международного кинофестиваля, фестиваля Sleepwalkers в Таллине. Выиграли Новоорлеанский кинофестиваль как лучшая экспериментальная короткометражка, за что были включены в лонг-лист «Оскара». В Москве наш фильм можно будет увидеть на выставке Found Footage в ГЦСИ в середине мая.

Что дальше

Маруся: Я работаю над фильмом про тело. Про память тела, про воспоминания, которые мы храним в нем. Пока сложно сказать, как это все будет выглядеть, работа только началась. На полный метр есть идеи, есть сценарии — нужны деньги.

Другие фильмы проекта:

50 ПРЕМЬЕР 2013 ГОДА

Если вы хотите стать участником проекта, присылайте информацию о себе и своей работе по адресу [email protected].