Борис Уборевич-Боровский, председатель Московского архитектур-
ного общества:

Что «Апостол» взял за эту работу 15 миллионов рублей, меня не удивляет. Творческий человек может запросить любую сумму, творчество ведь вообще не имеет цены. С другой стороны, существует рынок, и другие агентства могли бы взяться за такую работу и запросить меньше денег. Я вообще уверен, что нашелся бы студент, который взялся бы разрабатывать бренд за 50 тысяч рублей и, может быть, справился бы с заданием лучше.

В логотипе «Апостола» заложена неправильная идея. Рисунок какой-то черепаший, узор напоминает панцирь. Но он не очень соответствует характеру нашего города. Улицы в Москве построены совершенно иначе. Ее строили по определенным законам, так, чтобы в старой, еще деревянной Москве не смог распространиться пожар. Переулки строили кривыми и закругленными, улицы всегда извивались... Новая Москва тоже вряд ли будет строиться по этой графической схеме: она вообще не так уж часто применяется в градостроительстве.

В наше время всё пытаются брендировать. Многие осознали, что если у товара есть бренд, это помогает его продать. Но все-таки городская среда — это не совсем товар, это способ жизни, место обитания. Человек должен чувствовать себя в этой среде комфортно и естественно. Не очень уютно жить в забрендированном городе, где все подчиняется придуманным кем-то графическим законам. Город должен развиваться естественно, сам по себе. Содержание важнее бренда. Город — это место, где живет очень много людей, и все они очень разные. И объединять их всех должен не бренд, а что-то другое.

Роман Селиван, директор брендингового агентства Odinmay:

Красивой картинкой людей не завлечешь. Никакой логотип и фирменный стиль не изменят отношения к территории. Нужно заниматься инфраструктурой, организовывать социальную активность. Есть немало прекрасных брендов, у которых вообще нет логотипа. Например, Подмосковье — тоже бренд. Все знают, что там есть леса, поля, животные, и с удовольствием туда едут. А вот Новая Москва — это пока непонятно что такое. И нужно сначала донести для людей, чем это место ценно, а уже потом думать про картинку. А пока для этого района подойдет абсолютно любая картинка.

Ту, которую придумал «Апостол», комментировать тяжело, хотя ситуация в целом понятна: тендер на 15 миллионов, в котором, по сути, принимали участие всего две компании, потому что третью отстранили… Я не знаю специалиста, который по поводу этого логотипа сказал бы, что это хорошая работа. Правда, может быть, мы не все знаем. Может, «Апостол» придумал какую-то концепцию этой территории, проделал большую работу. Но об этом мы пока ничего не слышали, и ценность ребрендинга из-за этого сейчас не ясна.

На что, по вашему мнению, похож логотип Москвы?

[poll id="416" align="left"]