Что смотреть на «Золотой маске». Выбор «Сноба»
«Губернатор»
МХТ им. Чехова, Основная сцена. 7, 8 февраля в 20.00
Новый спектакль худрука БДТ им. Товстоногова, лауреата «Маски» прошлого года Андрея Могучего — сценическая версия одноименного рассказа Леонида Андреева, основанного на реальных событиях. История убийства генерал-губернатора уездного города, отдавшего приказ стрелять по бунтующим рабочим во времена первой русской революции 1905 года, расписана режиссером буквально по дням и по часам: 11 эпизодов, пролог и эпилог. Душевные терзания главного героя, предчувствующего неминуемое возмездие, зарождающиеся в нем угрызения совести показаны на фоне устрашающих, натуралистичных, кровавых и даже мистических картин бесконтрольного русского бунта. Трагедия одного человека на фоне общей трагедии. Ангелы с железными крыльями, спускающиеся откуда-то с небес, безжалостны и беспощадны. Отстраненный закадровый голос, читающий текст Андреева, тревожная музыка Олега Каравайчука создают еще большее ощущение безысходности, и только одна-единственная девушка, пожалевшая губернатора-убийцу, во всем этом инфернальном мороке дает надежду на спасение.
«Билли Бадд»
Большой театр, Новая сцена. 27 февраля в 19.00
Опера «Билли Бадд», одно из главных творений знаменитого британского композитора Бенджамина Бриттена, — масштабный проект Английской национальной оперы, Немецкой оперы и Большого театра. В российской версии постановки заняты как приглашенные зарубежные звезды, так и артисты, хор и музыканты Большого. Военное судно английского флота, бороздящее морские просторы и сражающееся с невидимым противником, мир, населенный только мужчинами (в опере нет ни одной женской роли). Казнь доброго и светлого матроса Билли Бадда, эхом отдающаяся в воспоминаниях капитана Вира, леденящая кровь жестокость. Замкнутое пространство, напоминающее скорее тюрьму, а не корабль, из которого как будто нет выхода, — вот страшная метафора мироустройства, которую режиссер спектакля англичанин Дэвид Олман переносит из времен Французской революции в наши дни. А сложная музыкальная партитура Бриттена под управлением дирижера Уильяма Лейси предстает во всем ее богатейшем разнообразии.
«Ахматова. Поэма без героя»
«Гоголь-центр». 27 и 28 февраля в 20.00
Алла Демидова давно читает стихи Ахматовой на своих филармонических концертах. Она первой открыла для сцены трагический «Реквием». Первой, как актриса, попыталась заглянуть в «Ахматовские зеркала», погрузившись в тончайший текстологический анализ «Поэмы без героя». И вот теперь спектакль как итог многолетних размышлений, открытий и прозрений — одно из самых сильных и цельных театральных высказываний последних сезонов, продолжающих цикл «Звезда», начатый спектаклями о Пастернаке и Мандельштаме. Кирилл Серебренников остроумно и одновременно тактично организовал сценическое пространство вокруг великой актрисы. Фактически он оставил ее наедине со зрителями, превратив ее поэтические монологи в пророческую исповедь. Важную роль «второго голоса» играет здесь электроакустическая арфа (партитура и исполнение Александра Болдачева) и варган. Необычный звук этих музыкальных инструментов уводит спектакль в особое неземное измерение, заставляя подчиняться завораживающей магии стихов Ахматовой в исполнении Аллы Демидовой.
«Снежная королева»
Большой театр, Основная сцена. 16 февраля в 19.00
Новая постановка руководителя екатеринбургского Театра оперы и балета Вячеслава Самодурова, законодателя мод в современной хореографии. «Снежная королева» — балет-сказка, балет-фантазия, балет-путешествие. Либретто написано самим Самодуровым, музыка — авангардным композитором Артемом Васильевым, костюмы создали московские дизайнеры Ирэна и Эрик Белоусовы. И в результате получилось яркое, красочное зрелище с превращениями и спецэффектами, рассчитанное на зрителей всех возрастов. История маленькой девочки Герды, пустившейся на поиски пропавшего брата Кая, в балетной версии Самодурова несет на себе печать грусти и меланхолии. На первый план выходит тема одиночества, потери связи с близкими людьми, отчаянный поиск себя в этом мире.
«Преступление и наказание»
Спектакль Александринского театра (Санкт-Петербург) пройдет на сцене МХТ имени Чехова, Основная сцена, 17 и 18 марта в 17.00
Спектакль Аттилы Виднянского, руководителя Венгерского национального театра, — пятичасовое погружение в самое известное произведение Достоевского. Режиссер перенес на подмостки Александринского театра (Санкт-Петербург) весь роман целиком, практически без купюр, а предметом его пристального внимания стали все без исключения персонажи, их надломленная психика, их раздираемые сомнениями души. Огромных размеров топор, нависающий над сценой, угрожающе намекает на «разломанный», «треснутый» мир, который навсегда покинула вера. Поиски путей спасения, покаяния, прощения и обретения этой утраченной веры практически невозможны в холодном мистическом Петербурге, напоминающем стерильную больничную палату с белыми стенами, в которой мечутся, как в агонии, и живые еще «пациенты», и уже отошедшие в мир иной. У каждого из них свой ответ на вопрос, как же найти этот выход.
«Дядя Ваня»
МТЮЗ. 2 и 3 апреля в 19.00
Обращение Юрия Бутусова, руководителя Театра им. Ленсовета (Санкт-Петербург), любителя чеховской драматургии (за «Чайку» и «Трех сестер» он уже был награжден «Масками), к «Дяде Ване» привело его к горестному выводу: абсурд нашей жизни победить нельзя. Сохранив шестерых персонажей, режиссер поместил их в больничный коридор и для наглядности на бумажных стенах над дверями «палат» вывел их имена. Все пациенты этого сумасшедшего дома одержимы разными маниями, бьются в конвульсиях и по сто раз повторяют одно и то же, но каждый при этом ищет и не находит ответа на вопрос «как жить?». Хрупкая картонная декорация в конце будет неистово разрублена Соней. Только на руинах старого мира новую жизнь построить не удастся никому.
«Я здесь»
Театр им. Маяковского, сцена на Сретенке. 3 апреля в 13.00 и 19.00
Максим Диденко, неутомимый экспериментатор и творец нового театрального языка, поставил в новосибирском театре «Старый дом» спектакль, который он сам называет «опытом совместных переживаний». В основе — тексты 70–80-х годов прошлого века поэта Льва Рубинштейна, создавшего собственный поэтический жанр, обозначенный им как «карточки»: стихи писались на библиотечных карточках. «Я здесь» — пристальное исследование существования человека в несвободном обществе. Проецируемые на задник стихи Рубинштейна и их метафорическое осмысление на сцене происходит под пытливым оком объектива камеры, фиксирующего и укрупняющего движения человеческих тел. Максим Диденко, как всегда, ведет диалог с прошлым, при этом исследуя приметы настоящего.
«Имаго-ловушка»
Театр им. Пушкина. 9 апреля в 20.00
Хореографический экзерсис Татьяны Багановой (театр «Провинциальные танцы», Екатеринбург) поначалу оставался безымянным: после премьерных показов зрителям было предложено придумать свои варианты названия. В результате появилось «имаго», означающее одну из стадий развития насекомых. На сцене действительно танцуют «стрекозы» и «муравьи», то есть праздные бездельницы и озабоченные трудяги. Опираясь на классические басни Крылова, Лафонтена и Эзопа, Баганова создала поэтическую, вдохновенную танцевальную притчу о взаимоотношениях мужчины и женщины, о столкновении мужского и женского начал, о жизни души и тела.
«Чаадский»
«Геликон-опера», зал Стравинский. 14 апреля в 19.00
«Чаадский» — это слияние двух фамилий: Чацкий и Чаадаев. Смелый эксперимент Павла Каплевича, автора идеи и продюсера проекта. Новая опера композитора-авангардиста Александра Маноцкова в постановке Кирилла Серебренникова — соединение двух судеб: вымышленного героя Грибоедова и реального человека Петра Чаадаева, объявленного сумасшедшим за его «Философские письма». Серебренников же, перенеся действие в современную Москву, объявляет сумасшедшей и абсурдной окружающую нас действительность, в которой сильных мира сего в буквальном смысле слова носят на плечах на специальных платформах 50 актеров атлетического телосложения. Обитатели этого мира четко разделены на хозяев жизни и тех, кто им прислуживает. Крылатые фразы из знаменитой комедии звучат более чем актуально, а сложная партитура Маноцкова с вплетенными в нее темами из вальсов Грибоедова завораживает.
«Страх любовь отчаяние»
Театр им. Маяковского. 10 и 11 апреля в 20.00
Литературная основа спектакля Льва Додина (Театр Европы, Санкт-Петербург) — два брехтовских произведения: пьеса «Страх и отчаяние в Третьей империи», в которой собраны реальные истории людей времен нацистской Германии, и диалоги «Разговоры беженцев». В постановке заняты как корифеи МДТ (Татьяна Шестакова, Сергей Курышев, Сергей Власов, Наталья Акимова), так и молодые артисты. В привокзальном кафе за столиками, укрываясь от дождя, сидят люди и ведут беседы: то громогласно, то вполголоса, то рьяно отстаивая свою позицию, то шепотом, боязливо оглядываясь по сторонам. Предельное внимание к их сломанным историей судьбам, к тончайшим нюансам их настроения создает поразительный эффект живого разговора с залом. А вместе эти судьбы складываются в картину всеобщей катастрофы, в которой, несмотря на ее временну́ю удаленность от нас, волей-неволей угадываются знакомые до боли черты современности.