Лучшее за неделю
3 января 2019 г., 12:04

От сексизма до нацизма. Вредные советы для рекламщиков по мотивам самых провальных рекламных кампаний года

Читать на сайте
Фото: Simon Launay

Назовите чернокожего ребенка обезьянкой

Год начался с критики H&M. В январе шведская компания опубликовала на своем сайте возмутившее общественность фото — темнокожий ребенок в толстовке с надписью «Coolest monkey in the jungle» («Крутейшая обезьяна в джунглях»). Пользователи соцсетей призывали бойкотировать H&M, а певец The Weeknd, который в 2017 году снимался в рекламе бренда, заявил в твиттере, что откажется работать с компанией из-за этого снимка.

В результате H&M пришлось извиняться, пообещав удалить фотографию со всех своих сайтов и прекратить продажи толстовки в магазинах США. При этом те экземпляры, которые не успели снять с продажи, раскупили моментально. Вскоре скандальная толстовка появилась на Ebay и других онлайн-платформах по цене в десятки раз выше.

Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.

Увезите связанную женщину в лес в багажнике

Российские компании тоже отличились в этому году. К 23 февраля DNS подготовил рекламный ролик, в котором мужчина привозит в лес в багажнике связанную женщину и заставляет ее закопать носки, подаренные на День защитника Отечества. «Мужские подарки без риска для жизни», — говорит в конце рекламы закадровый голос на фоне логотипа DNS.

После того, как пользователи соцсетей обвинили компанию в пропаганде домашнего насилия, ролик удалили (но интернет помнит все). Гендиректор DNS Дмитрий Алексеев написал в фейсбуке, что видео сняли в одном из региональных отделов, а именно — в DNS-Сибирь. Реклама, утверждает Алексеев, была их частной инициативой, а ни в коем случае не официальной кампанией, и ему тоже показалось, что ролик «отдает сексизмом». «Я считаю, что тут действительно есть за что извиняться, готов приносить свои извинения столько, сколько это потребуется. Как официальные, так и человеческие», — написал он.

Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.

Оставьте темнокожих без светлого пива

В марте пивоваренной компании Heineken пришлось отозвать рекламный ролик со слоганом «Sometimes lighter is better», который можно понимать двояко: «Иногда светлее — лучше» или «Иногда легче — лучше». На видео бутылка низкокалорийного и слабоалкогольного пива Heineken проезжает по стойке бара мимо трех чернокожих людей и останавливается перед светлокожей девушкой, после чего на экране появляется тот самый слоган. Реакция не заставила себя ждать: Heineken обвинили в расизме. Компания извинилась и выпустила лимитированное пиво под названием Black’s Only.

Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.

Вдохновляйтесь немецкими концлагерями

В мае мобильный оператор «Билайн» извинялся за свой рекламный слоган «Каждому свое». Это фраза — Jedem das Seine — была написана на воротах концлагеря Бухенвальд в нацистской Германии. Мобильный оператор заявил, что не хотел оскорбить клиентов: «Фраза была всего лишь призвана отразить особенности тарифного предложения». Рекламную кампанию, в которой использовался нацистский лозунг, быстро завершили.

Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.

Сравните женщин с собаками

В октябре пользователи Facebook раскритиковали российский филиал IKEA за рекламный пост, в котором женщину сравнили с собакой. В той публикации на фото была собака, сидящая за столом, накрытым салфеткой IKEA, и приведен список инструкций на случай, «если вы случайно поцарапали его машину или погрызли тапочки».

Шведская компания сначала извинилась за неуместное сравнение, а потом и вовсе удалила пост. При этом пользователям «ВКонтакте» реклама понравилась.

Заставьте китаянку есть пиццу палочками

Пожалуй, самый громкий скандал года разгорелся в ноябре после публикации рекламных роликов показа Dolce&Gabbana в Шанхае. На видео китайская модель безуспешно пытается есть палочками итальянские блюда — пиццу, спагетти и канноли — в то время как за кадром мужской голос советует ей, как лучше справиться с этой задачей, «играя на двойных смыслах». Компанию обвинили и в расизме, и в сексизме, а рекламируемый показ пришлось отменить.

В ответ на это Стефано Габбана назвал Китай «дерьмовой страной» и «вонючей мафией». Позже модельер заявил, что его аккаунт в инстаграме, через который было сделано заявление, взломали. Тем не менее, крупнейшие китайские интернет-магазины сняли с продажи продукцию модного дома, а звезды фэшн-индустрии потребовали удалить видеоролик.

После этого Дольче и Габбана записали видео, в котором заявили, что «всегда горячо любили Китай, а многочисленные поездки заставили их еще больше полюбить китайскую культуру». В конце ролика модельеры произнесли слово «извините» на китайском языке.

Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.

Сделайте гомофоба лицом бренда

Компания Microsoft 22 ноября выложила на своем YouTube-канале рекламный ролик с участием актера Ивана Охлобыстина. В видео под названием «Пара советов от Ивана Охлобыстина» актер рекламировал программное обеспечение в образе «компьютерного доктора» — ничего расистского или сексистского. Но после публикации пользователи твиттера напомнили американской компании о резких высказываниях актера, в частности, на тему ЛГБТ. Так, в 2013 году Охлобыстин говорил, что всех гомосексуалов он бы «живьем в печку запихал», и просил Владимира Путина вернуть уголовное наказание за мужеложство. 5 декабря ролик с канала Microsoft удалили.

Как сообщили в пресс-службе компании, такое решение было принято, поскольку компания «поддерживает принципы многообразия и инклюзивности в каждом аспекте своей работы» и борется с дискриминацией. «Мы удалили видеоролик, который появился на нашей странице в YouTube, а также весь соответствующий контент с нашего сайта», — сказали представители Microsoft.

По словам представителя актера Максима Брусницына, западные компании относятся к Охлобыстину предвзято. Сам актер ситуацию не прокомментировал. 

Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.

Автор: Арина Кочемарова

Обсудить на сайте