Будущее наших детей
Дети — известные фантазеры. Оставим их грезить о будущем. Но, согласитесь, довольно логично спросить подростков, каким они это самое будущее хотят видеть. Ведь они уже совсем скоро начнут, сообразуясь со своими желаниями, действовать.
Вот я и спросила. Прямо так: какое будущее для человечества ты бы хотел построить вместе с другими людьми?
В опросе участвовали 39 человек в возрасте от 14 до 19 лет. Кто-то смог более-менее внятно рассказать. 26 человек по моей просьбе написали. У кого-то получилось всего два абзаца. Самый большой ответ занял шесть машинописных страниц. Вообще можно было бы объявить и интернет-конкурс, это могло бы оказаться гораздо более продуктивным, но мне интересно видеть реального подростка, знать, какая у него семья, школьные успехи, увлечения, говорить с ним.
Первоначально я планировала опросить 50 человек, но до приятной круглой цифры не дотянула. Мне просто стало скучно. Очень однообразные у них получались варианты будущего.
Вы помните ограничивающую формулировку вопроса? Она не подразумевала ужасных и разнообразных по природе апокалипсисов и будоражащих звездных войн. (Хотя три унылых апокалипсиса все равно в общую кучу затесались. Их авторы с угрюмой подростково-христианской категоричностью заявили, что человечество неизбежно должно погибнуть, чтобы потом возродиться к новой жизни.) Надо было построить такое будущее, в котором хотелось бы, было удобно и приятно жить.
Вот что получилось:
Наука продвинулась необычайно. Всё делают роботы. Все живут в основном в виртуальном мире и занимаются там в общем-то непонятно чем. Самопрезентацией, как мне в конце концов показалось, после уточняющих расспросов. Еще, конечно, играют и общаются. Одновременно (что, разумеется, приятно) все сохраняют природу. И тут же — свободно и счастливо пасущиеся коровы, бараны, куры и прочая живность нам на корм. Интересно, представляют ли авторы, сколько площадей потребовала бы эта свободно пасущаяся скотина? Впрочем, некоторые думают, что в будущем мы все-таки будем есть какую-нибудь синтетику, а книжки будут только электронные, то есть леса и прочее можно будет сохранить. Приятно об этом думать. Интересно, удастся ли когда-нибудь перевести в строго электронную (не тратя бумагу и, соответственно, древесину) форму наш безумный бюрократический документооборот? Одна педантичная девочка об этом упомянула. Давайте сразу сделаем ее министром?
На прошлой неделе был День космонавтики. С космическими амбициями у моих подростков как-то не очень. То есть спутники, космические станции, базы на Луне, Марсе и даже на спутниках планет-гигантов встретились в общей сложности 27 раз, но все это такое вполне себе утилитарное, без романтики — строительство, оранжереи, прикладные научные исследования, добыча полезных ископаемых и прочее подобное. Про глубокий Космос упомянули всего пятеро. Остальным он вроде как не очень и нужен. Лишь двое уверены, что в будущем мы непременно познакомимся и подружимся с братьями по разуму, живущими на других планетах. Обоим по 14 лет, и они дружат между собой.
Одна девочка уверена, что в будущем мы будем понимать язык животных и, может быть, даже растений. Интересно, о чем мы будем с ними разговаривать?
Еще одна девушка считает, что агрессия в людях неискоренима (неужели Конрада Лоренца прочитала?) и поэтому в мирном и счастливом будущем будут такие специально отведенные места (может быть, даже на Луне), где желающие люди или группы будут выяснять между собой отношения.
Все девушки и часть мальчиков считают, что в будущем люди будут выбирать и формировать себе внешность (что-то мне страшновато об этом думать). Пятеро упомянули о выборе пола.
28 уверены, что по сути люди будущего будут киборгами.
Двое — за общественное воспитание детей.
12 человек думают, что семьи в традиционном понимании вообще не будет. Что будет? Ну, какие-то такие динамичные компании то ли друзей, то ли сексуальных партнеров, то ли единомышленников (вероятно, по типу героев сериала «Теория Большого взрыва» — во всяком случае, я поняла именно так, но не совсем уверена в правильности своего понимания).
Половина участников моего опроса считают, что школа в современном ее виде доживает последние годы, а дальше, в будущем, образовательные маршруты будут индивидуальными.
15 человек полагают, что в будущем все будут заниматься наукой или искусством. 7 человек думают, что люди вообще не будут работать в нынешнем понимании этого слова.
Политически-экономический строй будущего в понимании тех, кто об этом упомянул, — что-то близкое к коммунизму из научно-фантастических книжек времен моего детства.
Очень скучно и весьма примитивно, если сказать короче.
И только одна работа меня по-настоящему заинтриговала. Привожу ее почти целиком, поправила только синтаксис и несколько совсем уж неудачных стилистически оборотов.
Юноша, 17 лет, учится в техникуме.
«…Вся история человечества будет задействована… Это будет разделение всей планеты на такие исторические зоны. И каждый будет жить в той зоне, в которой захочет. Или переходить, когда устанет, вырастет, состарится или ему захочется. Зоны я предполагаю такие:
- первобытный мир — там охота и собирательство
- как бы античность (это прямо там и будет, где было)
- средневековый мир с рыцарями, городами и прочим
- капитализм такой настоящий, без виртуального мира
- отдельные небольшие зоны для религиозных фанатиков, чтобы они жили, как им положено по их изначальным уставам, и никто им не мешал и они никому не мешали
- очень высокие технологии, ну какие в будущем возможны
- космическая зона (это кто на космических станциях или на других планетах будет жить)
Когда я с родителями и с дедом поговорил и рассказал про ваше задание, они сказали, что у нас надо еще на некоторое время добавить зону “СССР” с дефицитом и цензурой, чтобы там жили те, кто думает “как здорово там было”, и зону “90-е годы” с бандитами и прочим, куда поселить всех, кто говорит “тогда была свобода”. Это я не знаю, но пускай тоже будет, если надо.
Ну и наверное, надо еще какие-нибудь зоны, потому что я историю не очень хорошо знаю, хотя это очень интересный предмет.
Большинство людей за жизнь будут переходить из одной в другую зону, так интереснее. Но кто-то наверняка останется жить в одной, где у него получается, и будет у него там семья, работа и карьера или, как сейчас говорят, самореализация. То есть в каждой зоне получится постоянное население и как бы такие мигранты.
И еще образование в будущем будет такое — изучение каждой зоны, и везде пожить и понять, как там устроена жизнь: экономический строй, отношения между людьми и т. д. Может быть, даже в тамошней школе сколько-то поучиться.
А потом, наверное, молодые люди будут пробовать такое, где надо искать, исследовать или сражаться, а в старости где понравилось, или где высокие технологии.
Но там внутри будет все по-честному, то есть только те возможности, которые тогда в истории были, и никаких других.
Я спросил друзей, они все выбрали разные зоны, но сказали, что и другие тоже попробовали бы. Только один Кирилл сказал, что дикость его вообще не интересует, но он с первого класса хочет быть программистом и в тренажерный зал с нами не ходит.
Моя девушка Катя сказала, что можно делать зоны из книг или даже из фильмов, но это я сомневаюсь. Мне кажется, правильно так, как люди на самом деле жили.
И еще мне кажется, что только в таком будущем мы останемся людьми, а во всяком другом скоро превратимся во что-то другое. Хотя, может, это и неплохо, превратиться — я же не могу сейчас знать.
Если бы такое будущее наступило уже сейчас, я бы отправилась в такую зону, где можно жить с семьей в домике на берегу моря, ловить рыбу, а потом продавать ее на городском рынке».