Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube
Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube
Все новости
Редакционный материал

Будущее наших детей

Будущее человечества реально будут создавать те, кого мы сейчас называем детьми или подростками. Они вырастут, войдут в силу и сделают. А что сделают? А что захотят
15 апреля 2019 10:25
Иллюстрация: Рита Морозова

Дети — известные фантазеры. Оставим их грезить о будущем. Но, согласитесь, довольно логично спросить подростков, каким они это самое будущее хотят видеть. Ведь они уже совсем скоро начнут, сообразуясь со своими желаниями, действовать.

Вот я и спросила. Прямо так: какое будущее для человечества ты бы хотел построить вместе с другими людьми?

В опросе участвовали 39 человек в возрасте от 14 до 19 лет. Кто-то смог более-менее внятно рассказать. 26 человек по моей просьбе написали. У кого-то получилось всего два абзаца. Самый большой ответ занял шесть машинописных страниц. Вообще можно было бы объявить и интернет-конкурс, это могло бы оказаться гораздо более продуктивным, но мне интересно видеть реального подростка, знать, какая у него семья, школьные успехи, увлечения, говорить с ним.

Первоначально я планировала опросить 50 человек, но до приятной круглой цифры не дотянула. Мне просто стало скучно. Очень однообразные у них получались варианты будущего.

Вы помните ограничивающую формулировку вопроса? Она не подразумевала ужасных и разнообразных по природе апокалипсисов и будоражащих звездных войн. (Хотя три унылых апокалипсиса все равно в общую кучу затесались. Их авторы с угрюмой подростково-христианской категоричностью заявили, что человечество неизбежно должно погибнуть, чтобы потом возродиться к новой жизни.) Надо было построить такое будущее, в котором хотелось бы, было удобно и приятно жить.

Вот что получилось:

Наука продвинулась необычайно. Всё делают роботы. Все живут в основном в виртуальном мире и занимаются там в общем-то непонятно чем. Самопрезентацией, как мне в конце концов показалось, после уточняющих расспросов. Еще, конечно, играют и общаются. Одновременно (что, разумеется, приятно) все сохраняют природу. И тут же — свободно и счастливо пасущиеся коровы, бараны, куры и прочая живность нам на корм. Интересно, представляют ли авторы, сколько площадей потребовала бы эта свободно пасущаяся скотина? Впрочем, некоторые думают, что в будущем мы все-таки будем есть какую-нибудь синтетику, а книжки будут только электронные, то есть леса и прочее можно будет сохранить. Приятно об этом думать. Интересно, удастся ли когда-нибудь перевести в строго электронную (не тратя бумагу и, соответственно, древесину) форму наш безумный бюрократический документооборот? Одна педантичная девочка об этом упомянула. Давайте сразу сделаем ее министром?

На прошлой неделе был День космонавтики. С космическими амбициями у моих подростков как-то не очень. То есть спутники, космические станции, базы на Луне, Марсе и даже на спутниках планет-гигантов встретились в общей сложности 27 раз, но все это такое вполне себе утилитарное, без романтики — строительство, оранжереи, прикладные научные исследования, добыча полезных ископаемых и прочее подобное. Про глубокий Космос упомянули всего пятеро. Остальным он вроде как не очень и нужен. Лишь двое уверены, что в будущем мы непременно познакомимся и подружимся с братьями по разуму, живущими на других планетах. Обоим по 14 лет, и они дружат между собой.

Одна девочка уверена, что в будущем мы будем понимать язык животных и, может быть, даже растений. Интересно, о чем мы будем с ними разговаривать?

Еще одна девушка считает, что агрессия в людях неискоренима (неужели Конрада Лоренца прочитала?) и поэтому в мирном и счастливом будущем будут такие специально отведенные места (может быть, даже на Луне), где желающие люди или группы будут выяснять между собой отношения.

Все девушки и часть мальчиков считают, что в будущем люди будут выбирать и формировать себе внешность (что-то мне страшновато об этом думать). Пятеро упомянули о выборе пола.

28 уверены, что по сути люди будущего будут киборгами.

Двое — за общественное воспитание детей.

12 человек думают, что семьи в традиционном понимании вообще не будет. Что будет? Ну, какие-то такие динамичные компании то ли друзей, то ли сексуальных партнеров, то ли единомышленников (вероятно, по типу героев сериала «Теория Большого взрыва» — во всяком случае, я поняла именно так, но не совсем уверена в правильности своего понимания).

Половина участников моего опроса считают, что школа в современном ее виде доживает последние годы, а дальше, в будущем, образовательные маршруты будут индивидуальными.

15 человек полагают, что в будущем все будут заниматься наукой или искусством. 7 человек думают, что люди вообще не будут работать в нынешнем понимании этого слова.

Политически-экономический строй будущего в понимании тех, кто об этом упомянул, — что-то близкое к коммунизму из научно-фантастических книжек времен моего детства.

Очень скучно и весьма примитивно, если сказать короче.

И только одна работа меня по-настоящему заинтриговала. Привожу ее почти целиком, поправила только синтаксис и несколько совсем уж неудачных стилистически оборотов.

Юноша, 17 лет, учится в техникуме.

«…Вся история человечества будет задействована… Это будет разделение всей планеты на такие исторические зоны. И каждый будет жить в той зоне, в которой захочет. Или переходить, когда устанет, вырастет, состарится или ему захочется. Зоны я предполагаю такие:

  • первобытный мир — там охота и собирательство
  • как бы античность (это прямо там и будет, где было)
  • средневековый мир с рыцарями, городами и прочим
  • капитализм такой настоящий, без виртуального мира
  • отдельные небольшие зоны для религиозных фанатиков, чтобы они жили, как им положено по их изначальным уставам, и никто им не мешал и они никому не мешали
  • очень высокие технологии, ну какие в будущем возможны
  • космическая зона (это кто на космических станциях или на других планетах будет жить)

Когда я с родителями и с дедом поговорил и рассказал про ваше задание, они сказали, что у нас надо еще на некоторое время добавить зону “СССР” с дефицитом и цензурой, чтобы там жили те, кто думает “как здорово там было”, и зону “90-е годы” с бандитами и прочим, куда поселить всех, кто говорит “тогда была свобода”. Это я не знаю, но пускай тоже будет, если надо.

Ну и наверное, надо еще какие-нибудь зоны, потому что я историю не очень хорошо знаю, хотя это очень интересный предмет.

Большинство людей за жизнь будут переходить из одной в другую зону, так интереснее. Но кто-то наверняка останется жить в одной, где у него получается, и будет у него там семья, работа и карьера или, как сейчас говорят, самореализация. То есть в каждой зоне получится постоянное население и как бы такие мигранты.

И еще образование в будущем будет такое — изучение каждой зоны, и везде пожить и понять, как там устроена жизнь: экономический строй, отношения между людьми и т. д. Может быть, даже в тамошней школе сколько-то поучиться.

А потом, наверное, молодые люди будут пробовать такое, где надо искать, исследовать или сражаться, а в старости где понравилось, или где высокие технологии.

Но там внутри будет все по-честному, то есть только те возможности, которые тогда в истории были, и никаких других.

Я спросил друзей, они все выбрали разные зоны, но сказали, что и другие тоже попробовали бы. Только один Кирилл сказал, что дикость его вообще не интересует, но он с первого класса хочет быть программистом и в тренажерный зал с нами не ходит.

Моя девушка Катя сказала, что можно делать зоны из книг или даже из фильмов, но это я сомневаюсь. Мне кажется, правильно так, как люди на самом деле жили.

И еще мне кажется, что только в таком будущем мы останемся людьми, а во всяком другом скоро превратимся во что-то другое. Хотя, может, это и неплохо, превратиться — я же не могу сейчас знать.

Если бы такое будущее наступило уже сейчас, я бы отправилась в такую зону, где можно жить с семьей в домике на берегу моря, ловить рыбу, а потом продавать ее на городском рынке».

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
Катерина Мурашова
Ваш ребенок умен не по годам, вроде слушается вас, но вы понимаете: он как будто пытается управлять вами. И у него это получается. Что же делать в таком случае?
Катерина Мурашова
Нам так хочется знать, чем живет ребенок, что у него в школе, как с друзьями. Но как правильно задать вопрос, чтобы он не отпугнул и не вызвал раздражение?
Катерина Мурашова
Как увлечь ребенка, наладить отношения в семье и, наконец, начать проводить с ним больше времени