Татьяна Шаманина, группа Guru Groove Foundation: Никакой российской эстрады у нас нет
Ɔ. В этом году Guru Groove Foundation отмечает свое десятилетие. Когда вы решили основать группу, думали, что коллектив будет существовать так долго?
Если честно, группа появилась спонтанно. В 2009 году я была начинающим музыкантом, занималась вокальным продюсированием, выступала на бэк-вокале у разных артистов на эстраде. У меня были мечты о своем проекте, но тогда это казалось нереальным. Однажды мой друг, музыкант Эдик Шум рассказывал об организации фестиваля «Вдох», и я предложила ему сделать фестиваль для женщин, чтобы все желающие исполнительницы смогли выступить сольно или со своими группами. Я тут же забыла об этом, а через месяц Эдик позвонил мне и сказал, что фестиваль будет и я заявлена в афише. На тот момент у меня были только наброски текстов и музыки, которые я никому не показывала, но отступать было поздно. Так, буквально за неделю, была сформирована группа Guru Groove Foundation. Решение оказалось судьбоносным. Все эти десять лет мы идем по творческому пути практически неизменным составом.
Ɔ. Вы выпустили пять альбомов, все — на английском языке. Вы думали о записи русскоязычной пластинки?
Альбом на русском обязательно появится, но это уже будет мой сольный проект Shanyana. Я хочу петь на родном языке и всегда хотела. Много лет назад я прислушалась к совету одного исполнителя, который сказал, что мне не стоит писать на русском, потому что у меня это плохо получается. Сейчас я понимаю, что это было желание досадить. Но в тот момент я поверила в это. Убедила себя, что писать на языке Сергея Есенина и Анны Ахматовой может только очень талантливый человек, в совершенстве владеющий слогом. Решила, что на английском писать намного проще. К тому же я была под впечатлением от музыки Принса, Эрики Баду, и хотелось делать что-то такое же мощное, но в России. На тот момент у нас не было хороших исполнителей, выступающих на английском. Разве что группа Tesla boy. И когда мы выпустили альбом Call me up, который сразу нашел своих слушателей, поняли, что двигаемся в правильном направлении. Будет ли Guru Groove Foundation петь на русском? Время покажет.
Ɔ. Ваш муж Егор Шаманин — саксофонист, один из участников группы. Бывают ли между вами творческие разногласия?
Мы познакомились с Егором еще до создания группы, и благодаря ему в Guru Groove Foundation появились такие музыканты, как басист Антон Чумаченко, трубач Салман Абуев. Егор был из инструментальной тусовки, и ему также хотелось высказываться через музыку. Сначала были отношения, потом Guru Groove Foundation. И, наверное, группа — это такой же плод нашей любви, как и наши дети.
Работать вместе порой очень сложно. Бывают и споры, и конфликты, которые неминуемо переносятся на семейную жизнь. Но за эти годы мы научились справляться с этим. Отдыхаем от творческих отношений в других проектах, а главное — не ограничиваем свободу друг друга.
Ɔ. В 2016 году вы участвовали в «Голосе». На тот момент вы уже семь лет возглавляли Guru Groove Foundation, имели своих поклонников. Зачем вы пришли на шоу?
Тогда совпало сразу несколько факторов, которые в итоге привели меня туда. В 2015 году у меня родился ребенок. Одновременно с этим группа переживала конфликт с бывшим продюсером. Я была в глубокой депрессии, понимала, что нужен глоток свежего воздуха. Хотелось встряхнуться, проверить свой потенциал и отвлечься именно на творчество. Тогда же я узнала, что в ближайшем проекте «Голос» будут участвовать мои друзья — музыканты Саша Панайотов и Оксана Казакова, и тоже решила участвовать. И я очень благодарна Первому каналу за эту возможность, потому что брать на проект уже состоявшихся музыкантов — это риск, ведь шоу совсем про другое. Это незабываемые впечатления и опыт.
Ɔ. Как вы относитесь к решению Первого канала аннулировать результаты шоу «Голос. Дети» и провести спецвыпуск с финалистами?
Если честно, я не следила за шоу и узнала о недовольстве зрителей из интернета, а после уже посмотрела выступления детей. В этой ситуации мне больше всего жалко Микеллу. Я уверена, что у нее большое будущее в музыкальном плане, и надеюсь, что эта ситуация не перечеркнет ее стремления. Дети не должны отвечать за ошибки родителей, и как матери мне очень больно смотреть на травлю, которая развернулась вокруг девочки.
Ɔ. Как вообще обстоят дела на российской сцене?
Я могу быть категоричной в своем ответе, но никакой российской эстрады у нас нет. Если бы она была в полном смысле этого значения, то на ней было бы место всем: и независимым музыкантам, и коммерческим исполнителям. Но у нас существует определенная монополия, с которой сложно бороться. Да и стоит ли? Кроме того, у нас большие проблемы с музыкальным образованием. Его теоретическая часть очень сильная — это я говорю с точки зрения педагога. Но когда музыканты выходят из учебных заведений, они просто не понимают, как себя раскручивать, куда деть свой талант и желание. В конце концов большинство талантливых выпускников остаются невостребованными. Конечно, есть и плюсы. Сегодня независимые исполнители могут высказываться и реализовывать себя в интернете. Мы в свое время тоже распространили свою музыку через интернет. Выложили на ютубе свой первый концерт, и уже через неделю у нас был аншлаговый корпоратив. Сегодня интернет — наше все. Именно сюда, а не на радио или телевидение, слушатель идет за альтернативой и новой музыкой.
Ɔ. Ваши концерты, посвященные десятилетию группы, пройдут на сцене сферической мультимедиаплощадки «Атма360°». Что это будет за шоу?
Сама площадка — это большой купол, который построили на территории «Зеленого театра» Стаса Намина совсем недавно. Пока там проводятся только мультимедийные перформансы. Мы же решили сделать полноценное аудиовизуальное шоу со световыми инсталляциями и обзором в 360 градусов. Для концерта мы выбрали лучшие песни группы за десять лет из каждого альбома, а также представим новую песню, над которой сейчас работаем. Я бы не хотела раскрывать все секреты, но это будет красивый и зрелищный перфоманс. Тем, кто не сможет прийти на концерт, будут доступны билеты на онлайн-трансляцию в VR. Для просмотра можно будет купить специальные очки виртуальной реальности, которые создадут максимальный эффект присутствия на площадке.
Беседовала Саша Чернякова