Частный оперный театр в России, иммерсивная «Иоланта» и Петр Налич в роли Водемона
Troyka Multispace — уже хорошо известная площадка. Несколько лет там идет опера-променад «Пиковая дама», получившая в 2018 году премию «Онегин» в номинации «Событие. Оперное притяжение». Дамы в вечерних туалетах, мужчины в бабочках, дорогой алкоголь, долгое ожидание начала постановки в лобби-баре, приглушенный свет — вот какая обстановка ждет вас в Troyka Multispace.
Действие «Иоланты» разворачивается в двух пространствах особняка, но, в отличие от обычного променад-спектакля, когда зритель то и дело переходит за артистами из одного помещения в другое, в данном случае смена локаций приходится на антракт, а спектакль, соответственно, разделен на два акта. Иммерсивность проявляется тут в максимальном сближении артистов и зала, зрительские ряды кресел установлены со всех сторон от игрового пространства, а сцены как таковой просто нет. Оркестр из 40 человек под управлением Андрея Рейна тоже сидит очень близко от гостей, и создается ощущение, что ты находишься «внутри» событий.
«Иоланта» — последняя опера Петра Чайковского, написанная в 1891 году. Сказочный сюжет и удивительная красивая музыка, сочетающая в себе простоту и сложность. В основе либретто — драма Генрика Герца «Дочь короля Рене», переделанная братом композитора Модестом Чайковским.
По сюжету дочь короля Рене Иоланта — слепая от рождения девушка, от которой, по решению отца, скрывают ее слепоту. Иоланта живет в вечной темноте, ориентируясь по запахам и звукам. Она помолвлена с рыцарем Робертом, который влюблен в другую — прекрасную Матильду. Вместе со своим другом Водемоном Роберт случайно оказывается в королевском саду, где любит прогуливаться Иоланта, и Водемон страстно влюбляется в красавицу-принцессу. Не зная о ее тайне, он невольно открывает ей правду. Иоланта тоже влюбляется в рыцаря. Мавританскому врачу удается исцелить слепую. Счастливый финал: Иоланта прозрела, а ее отец соглашается вернуть слово Роберту и отдать свою дочь за рыцаря Водемона.
В постановке Александра Легчакова в Московском оперном доме занято несколько составов. В одном из них партию Водемона исполняет Петр Налич. Роль Иоланты отдана пяти актрисам, среди которых солистка хора Большого театра Галина Войниченко и солистка Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко Ксения Мусланова. Я смотрела спектакль, где партию Водемона пел Илья Хардиков, а Иоланты — Алена Ростовская. Отличный дуэт получился, проникновенный и очень трогательный.
Все действие спектакля разворачивается в волшебном саду, где любит гулять Иоланта. Декораций нет почти никаких. В первом акте по центру площадки установлен широкий черный лаковый стол. Стоит небольшое напольное зеркало, а на стены вокруг проецируется различный видеоряд (от текста либретто до замысловатых узоров). Необходимую атмосферу создают костюмы персонажей, выдержанные в одном стиле. Хор девушек, подружек Иоланты, порхает по сцене в серо-бело-серебристых сарафанах. Главная героиня — в красном атласном платье. Из реквизита — только две розы и длинные павлиньи перья. Но этого вполне достаточно, чтобы зритель почувствовал, что попал в сказку. Как пишут создатели постановки, «в сад на краю земли». Главное же, что помогает перенестись в другую реальность, — это музыка: лиричная и очень светлая. Вокруг Иоланты суетятся красивые девушки, охраняющие ее покой слепо, приезжает статный король Рене с мавританским доктором. Без разрешения проникают в сад и два рыцаря в доспехах. Среди зрительских рядов ходит мрачная и устрашающая фигура в черном плаще, с накинутым на голову капюшоном. Этот загадочный гость как будто олицетворяет собой нависшее над девушкой проклятье.
Во втором акте, когда происходит судьбоносная встреча Иоланты и Водемона, сценическое пространство еще меньше, а артисты находятся еще ближе к зрителю. К потолку привешено большое перевернутое дерево, отражающееся в зеркальной поверхности плафона. Музыка как будто «разлита» повсюду, а голоса артистов раздаются из разных уголков зала, и даже со второго этажа, с балюстрады.
Несмотря на то что режиссер-постановщик Александр Легчаков не позволил себе никаких вольностей: все выдержано в консервативном стиле, в сюжет нигде не вклиниваются новые сценарные решения, нет также никаких особых визуальных эффектов, только музыка и чистые, звонкие голоса исполнителей, опера в этом уютном камерном пространстве, как будто стоящем действительно где-то на краю земли, звучит по-особенному.
В планах Московского оперного дома — постановка «Метели» Пушкина на музыку Георгия Свиридова, опера британского композитора Густава Холста «Савитри», спектакль «Детский альбом» на музыку Петра Чайковского, программа русских романсов и вечер неаполитанской музыки с Петром Наличем.
Вся информация о спектаклях и билетах на сайте https://moscowoperahouse.ru/ru/performances/