Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube
Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube
Все новости
Партнерский материал

Частный оперный театр в России, иммерсивная «Иоланта» и Петр Налич в роли Водемона

В здании бывшей усадьбы Гончаровых-Филипповых, где находится пространство Troyka Multispace, впервые за 100 лет появился частный оперный  театр — Московский оперный дом (МОД). Новый театр открылся премьерой одноактной оперы Петра Чайковского «Иоланта». Иммерсивная постановка одной из самых часто ставящихся опер в русском репертуаре сочетает в себе верность традициям и совершенно новый подход к взаимодействию актеров и зрительного зала
16 декабря 2019 14:40
Фото: Пресс-служба

Troyka Multispace — уже хорошо известная площадка. Несколько лет там идет опера-променад «Пиковая дама», получившая в 2018 году премию «Онегин» в номинации «Событие. Оперное притяжение». Дамы в вечерних туалетах, мужчины в бабочках, дорогой алкоголь, долгое ожидание начала постановки в лобби-баре, приглушенный свет — вот какая обстановка ждет вас в Troyka Multispace.

Действие «Иоланты» разворачивается в двух пространствах особняка, но, в отличие от обычного променад-спектакля, когда зритель то и дело переходит за артистами из одного помещения в другое, в данном случае смена локаций приходится на антракт, а спектакль, соответственно, разделен на два акта. Иммерсивность проявляется тут в максимальном сближении артистов и зала, зрительские ряды кресел установлены со всех сторон от игрового пространства, а сцены как таковой просто нет. Оркестр из 40 человек под управлением Андрея Рейна тоже сидит очень близко от гостей, и создается ощущение, что ты находишься «внутри» событий.

Фото: Пресс-служба

«Иоланта» — последняя опера Петра Чайковского, написанная в 1891 году. Сказочный сюжет и удивительная красивая музыка, сочетающая в себе простоту и сложность. В основе либретто — драма Генрика Герца «Дочь короля Рене», переделанная братом композитора Модестом Чайковским.

По сюжету дочь короля Рене Иоланта — слепая от рождения девушка, от которой, по решению отца, скрывают ее слепоту. Иоланта живет в вечной темноте, ориентируясь по запахам и звукам. Она помолвлена с рыцарем Робертом, который влюблен в другую — прекрасную Матильду. Вместе со своим другом Водемоном Роберт случайно оказывается в королевском саду, где любит прогуливаться Иоланта, и Водемон страстно влюбляется в красавицу-принцессу. Не зная о ее тайне, он невольно открывает ей правду. Иоланта тоже влюбляется в рыцаря. Мавританскому врачу удается исцелить слепую. Счастливый финал: Иоланта прозрела, а ее отец соглашается вернуть слово Роберту и отдать свою дочь за рыцаря Водемона.

В постановке Александра Легчакова в Московском оперном доме занято несколько составов. В одном из них партию Водемона исполняет Петр Налич. Роль Иоланты отдана пяти актрисам, среди которых солистка хора Большого театра Галина Войниченко и солистка Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко Ксения Мусланова. Я смотрела спектакль, где партию Водемона пел Илья Хардиков, а Иоланты — Алена Ростовская. Отличный дуэт получился, проникновенный и очень трогательный.

Фото: Пресс-служба

Все действие спектакля разворачивается в волшебном саду, где любит гулять Иоланта. Декораций нет почти никаких. В первом акте по центру площадки установлен широкий черный лаковый стол. Стоит небольшое напольное зеркало, а на стены вокруг проецируется различный видеоряд (от текста либретто до замысловатых узоров). Необходимую атмосферу создают костюмы персонажей, выдержанные в одном стиле. Хор девушек, подружек Иоланты, порхает по сцене в серо-бело-серебристых сарафанах. Главная героиня — в красном атласном платье. Из реквизита — только две розы и длинные павлиньи перья. Но этого вполне достаточно, чтобы зритель почувствовал, что попал в сказку. Как пишут создатели постановки, «в сад на краю земли». Главное же, что помогает перенестись в другую реальность, — это музыка: лиричная и очень светлая. Вокруг Иоланты суетятся красивые девушки, охраняющие ее покой слепо, приезжает статный король Рене с мавританским доктором. Без разрешения проникают в сад и два рыцаря в доспехах. Среди зрительских рядов ходит мрачная и устрашающая фигура в черном плаще, с накинутым на голову капюшоном. Этот загадочный гость как будто олицетворяет собой нависшее над девушкой проклятье.

Во втором акте, когда происходит судьбоносная встреча Иоланты и Водемона, сценическое пространство еще меньше, а артисты находятся еще ближе к зрителю. К потолку привешено большое перевернутое дерево, отражающееся в зеркальной поверхности плафона. Музыка как будто «разлита» повсюду, а голоса артистов раздаются из разных уголков зала, и даже со второго этажа, с балюстрады.

Несмотря на то что режиссер-постановщик Александр Легчаков не позволил себе никаких вольностей: все выдержано в консервативном стиле, в сюжет нигде не вклиниваются новые сценарные решения, нет также никаких особых визуальных эффектов, только музыка и чистые, звонкие голоса исполнителей, опера в этом уютном камерном пространстве, как будто стоящем действительно где-то на краю земли, звучит по-особенному.

В планах Московского оперного дома — постановка «Метели» Пушкина на музыку Георгия Свиридова, опера британского композитора Густава Холста «Савитри», спектакль «Детский альбом» на музыку Петра Чайковского, программа русских романсов и вечер неаполитанской музыки с Петром Наличем.

Вся информация о спектаклях и билетах на сайте https://moscowoperahouse.ru/ru/performances/

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
Нина Агишева
В начале декабря в Венской опере состоялась громкая премьера: «Орландо» по роману Вирджинии Вулф, первая опера, где о трансгендерной идентичности рассуждают женщины — композитор и режиссер. На спектакле побывала театральный обозреватель «Сноба» Нина Агишева
В американском деловом издании «Блумберг» вышел материал об аукционе новосибирского художника Артема Лоскутова, во время которого он продал табличку с именами главы ВТБ и телеведущей Наили Аскер-Заде за 1,5 миллиона рублей. Там, где политическая оппозиция слаба, в игру вступает искусство, — считает автор статьи Леонид Бершидский. Мы спросили участников проекта «Сноб», считают ли они, что это искусство?
Вторую неделю в соцсетях не утихает возмущение по поводу состояния кинотеатра «Художественный» на Арбатской площади. С 2016 года здание находится на реконструкции, которой занимается бизнесмен Александр Мамут, но интернет-пользователи, градозащитники и муниципальные депутаты уверены, что сооружение попросту сносят