Эксперименты на детях. Какой системе образования стоит отдать предпочтение
Совсем скоро начнется новый учебный год. И я приглашаю всех (не только подписчиков «Сноба») к дискуссии.
Все, наверное, согласятся, что система образования детей в эпоху интернета просто не может оставаться такой же, как раньше. Да и установки и потребности общества эволюционируют и значительно изменились, начиная, скажем, с 1960-х годов. Я специально беру для сравнения не послевоенную эпоху и, конечно, не перестройку, так как, на мой взгляд, один более-менее стабильный период развития общества можно сравнивать только с другим более-менее стабильным.
Поиски новых форм школьного и внешкольного образования идут везде, по всему земному шару, и в нашей стране тоже. Недавние события дали им существенный «пинок» и привели к срочной и невиданной прежде их интенсификации, опять же — по всему миру.
Мне кажется, настало время провести массовый лонгитюдный эксперимент. На детях. Вы скажете: как? Эксперименты на детях?! Безобразие. А я как бывший биолог, экспериментатор и социал-дарвинист по мировоззрению скажу: а чего такого? Это же для пользы и понимания. Как иначе мы получим достоверные данные?
Ждать, пока жизнь, стечение случайностей, спонтанный креатив какого-нибудь чиновника от образования или внезапная волна какого-нибудь коронавируса сама поставит эксперимент? Но тогда очень сложно правильно и корректно оценить результаты. Нам же нужно строгое сравнение, рандомизация данных и вводных, контрольная группа, а как всего этого добиться в условиях жизненной непредсказуемости?
Я предлагаю провести очень простое и не очень затратное исследование.
У нас по стране есть множество самых разных школ. От тех, где преподавание не очень отличается не только от 1960-х годов, но и от Российской империи начала XX века, до таких, в которых при беглом взгляде уже и школьное образование-то с трудом можно признать. Кроме того, у нас есть всякие исследовательские институты и организации от образования.
Выбираем несколько уже существующих или только начинающих свое движение образовательных систем и коллективов педагогов. Отбираем так, чтобы они существенно отличались друг от друга. Хорошо, если в исследовательской группе будут люди молодые и с разными взглядами. Дальше объявляем родителям: «У нас эксперимент. Хотите, чтобы ваш ребенок учился школьной программе вот в таких условиях и вот по такой системе? Хотите послужить российской и даже наверняка мировой (на результаты таких экспериментов, если они получаются, потом ссылаются десятилетиями по всему миру, а организаторы становятся знаменитыми) науке?»
Для каждой системы наверняка найдутся желающие. Отбирают по одному классу обычных семилеток для каждой системы, стремясь рандомизировать социальный и прочий составы учащихся и их семей. Разумеется, сильно отличающиеся от общей массы дети (вундеркинды, дети с серьезными ментальными или поведенческими проблемами и пр.) остаются за рамками эксперимента. Но вот по паре-тройке детей с обычным СДВГ, по одному «тюфяку», астматику и «не от мира сего», на мой взгляд, нужно взять обязательно, чтобы проверить, как система такое переваривает.
Сколько взять систем? Да сколько угодно. Я бы взяла пять-шесть, плюс две-три контрольные группы (обычные классы, которые обучаются в обычных школах без всяких систем и за которыми исследователи просто наблюдают), чтобы как-то нивелировать неизбежные различия между школами.
Дальше все эти дети просто учатся одному и тому же (это оговаривается изначально, стандарт среднего образования у нас имеется, и это нам на руку) по разным системам. Время от времени исследователи тестами проверяют усвоение материала у всех детей. Плюс всякие другие тесты, опросы и наблюдения (обо всем этом родителей предупреждают с самого начала, и они согласились). Друзья и внешкольная деятельность. Эмоциональное состояние. Конфликты в семье, связанные с приготовлением уроков и оценками (если система их предусматривает). И т. д. и т. п., ограниченное лишь креативом исследовательской группы.
Дальше ребята школу заканчивают (кто-то девять, кто-то 11 классов) и продолжают свое образование, а потом начинают самостоятельную жизнь. И все это время за ними (и за ребятами из контрольных групп) следят: куда поступили, на кого выучились, как справляются с трудностями, чем удовлетворены и не удовлетворены, как пригодилось полученное в школе образование, как теперь оценивают полученные знания, какой круг общения сформировался, есть ли в нем бывшие одноклассники? Вообще воспоминания о школе и оценка там происходившего к 25, допустим, годам — какова?
Представляете, как интересно? И какие потрясающие результаты можно получить.
И главное — никаких дополнительных затрат. Разные школы уже есть. Родителей, желающих экспериментировать на своих детях, тысячи. Исследовательских институтов от образования и просвещения завались, там кто-то сидит и получает зарплату. А такой эксперимент — это же целиком карьера исследователя, это ужасно интересно и в любом случае значительный вклад в мировую науку и практику.
Ну и еще, конечно, что же из всего этого перспективнее в плане усвоения школьных знаний? Что — в плане формирования полноценной, радующейся самой себе и окружающему миру личности и дальнейшего жизнеустройства?
Что я подразумеваю под разными системами? Разумеется, тут на усмотрение исследовательской группы, но с ходу вот пять разных, которые сейчас приходят мне на ум.
- Классика жанра. Дети ходят в форме, получают оценки, в классе поддерживается строгая дисциплина, учитель — стопроцентно главный, хочешь спросить — подними руку, и все такое прочее. Физкультура, рисование, труд и прочее — обязательно.
- Вальдорфская система. Давняя, устоявшаяся, но от классики отличающаяся весьма существенно. Детей учат писать годам к десяти, а ставить спектакли и сколачивать табуретки — раньше.
- Какая-нибудь супердемократическая система, где дети ходят по классу, имеют и когда хотят высказывают свое мнение, лежат вместе с учителем на полу и обучаются в виде проектов в малых группах.
- Семейное обучение.
- Обучение по интернету, где дети слушают и готовят уроки по программе, преподаватель как-то это контролирует, а потом они все где-то и как-то встречаются классом и всё сдают. Может быть, иногда ездят вместе на экскурсии.
Разумеется, на самом деле этих форм намного больше.
Вопроса к читателям у меня два:
- Какие системы вы включили бы в такой эксперимент, если бы он проводился в реальности?
- В какую по устройству систему и почему вы отдали бы, если бы могли свободно выбирать (уже отдали и довольны), своего собственного ребенка (детей, внуков) и почему? А в какую не отдали бы ни в коем случае? Опять же — почему?
Если вам есть что сказать по теме, но вы не являетесь подписчиком и членом клуба, пишите вот по этому адресу: katgift12@gmail.com. Не забывайте указывать, откуда вы: «пишет Елена из Петербурга», «пишет Анна из Германии» и т. д.