Кирилл Серебренников. Перемена участи
Наша жизнь устроена так, что горевать долго не полагается. Впрочем, ликовать тоже.
Кирилл Серебренников, не став дожидаться официального сообщения о расторжении с ним контракта, заявил, что уходит с поста художественного руководителя «Гоголь-центра». Отчасти этот жест был подготовлен его собственными недавними словами о том, что театр — это энергия соединения людей. «Она питается художественной идеей, она питается человеческим магнетизмом, питается желанием противостоять или находиться в конфликте с миром, чем угодно. Но эта энергия заканчивается, и она не бесконечна», — я цитирую по тексту его интервью, данного актрисе Варваре Шмыковой и театроведу Павлу Рудневу для подкаста «В своем репертуаре».
Смысл этих слов легко свести к одному: «Уйти надо красиво». На самом деле для любого артиста это невероятно важно. Надо уметь быть режиссерами своих финалов. Ты не можешь отсрочить неизбежность, но можешь успеть повернуться спиной ко всем гоблинам, которые злорадно ждут твоего последнего унижения, и первым поставить точку.
Что-то подобное два дня назад сделал Кирилл. Я не знаю, какая этому предшествовала интрига (театра не бывает без интриги). Кто конкретно не захотел или не рекомендовал продлевать с ним договор. И какой тайный замысел у назначения известного шоумена и актера Алексея Аграновича художественным руководителем «Гоголь-центра».
Ясно одно: Серебренников выбрал свободу. Она слишком дорого ему стоила, чтобы подвергать ее новым рискам и испытаниям. И тут его можно понять. Тем более что в последнее время он всерьез занялся кино. У него в запуске несколько собственных киносценариев. Лично я не удивлюсь, если завтра выяснится, что Кирилл стал еще и писателем — у него бесспорный литературный дар. Или художником — он замечательно чувствует и видит пространство. Жизнь большая и разная. В нее может вместиться многое. А сложности только ее украшают. Нельзя становиться заложником одного кресла или даже одной идеи и уж тем более — чьих-то завышенных ожиданий.
Театр, который придумал и целеустремленно развивал со своей талантливой командой Кирилл Серебренников все эти восемь с половиной лет, удивлял своей бесстрашной и даже какой-то вызывающей открытостью. Все настежь. Жизнь настежь. Люди, судьбы, страсти, молодые тела, великие стихи, музыка… Обжигающий, нескончаемый поток театральных образов, сносящий все на своем пути.
Разумеется, всех интересует вопрос: что будет с «Гоголь-центром»? Как удержать интерес публики и рекордные цифры кассовых сборов, к которым тут уже все успели привыкнуть?
Последнее обстоятельство никто не отменял. К тому же установка на западные гастроли, контракты и совместные проекты, еще недавно казавшаяся такой заманчивой, выглядит пока не слишком актуальной.
Время повернуло нас всех совсем в другую сторону, туда, куда мы и не собирались. И хмурая близость Курского вокзала, чьи железные рельсы и бетонные перроны располагаются в непосредственном соседстве с «Гоголь-центром», придает новое измерение отдельно взятому сюжету об окончании контракта и смене худрука, выводя эти новости за рамки модного столичного театра в пространство большой истории и подлинной жизни.
…На концерте в честь дня рождения «Гоголь-центра» 2 февраля замечательный актер Филипп Авдеев спел песню Цоя «Дерево».
«Я посадил дерево… Я знаю, мое дерево в этом городе обречено… Но пока оно есть, я всегда рядом с ним: мне с ним радостно, мне с ним больно. Мне кажется, это мой мир. Мне кажется, это мой сын. Я посадил дерево…»
Еще до всех речей, официальных приказов и заявлений, сам того не зная, Филипп Авдеев подвел черту под огромным периодом в восемь с половиной лет, прожитых всеми нами вместе с «Гоголь-центром». И, несмотря на понятную меланхолию, в его голосе я услышал надежду.
Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.
Больше текстов о культуре, политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь