Почему премия «Золотой глобус» отчаянно устарела
Недостойная внимания премия
Только-только завершившийся «Золотой глобус», который прошел, как почти всё сейчас, в гибридном онлайн-офлайн формате, еще раз доказал свое нежелание подстраиваться под современные реалии и поддерживать крутых молодых кинематографистов, а также продемонстрировал некоторую оторванность от изменений в индустрии. Оно и понятно: награды здесь раздают не профессионалы в каждой области киноискусств (на «Оскаре» за каждую номинацию ответственна своя профессиональная гильдия, будь то операторы или художники-постановщики), а так называемая «Голливудская ассоциация иностранной прессы», в которую входят около 90 человек из разных стран мира. Для наглядности: одно из мест занимает российско-американский продюсер и актер из второсортных боевиков нулевых Александр Невский.
Иными словами, у «Золотого глобуса» нет ни желания профсоюзной поддержки талантов, ни задачи стать голосом толерантности и так называемой «новой этики» (заседают в ассоциации преимущественно консервативные белые мужчины). Соответственно, и расклад тут практически всегда ожидаемый и не говорящий нам ничего нового.
Но есть два фактора, которые заставили меня в очередной раз включиться в обсуждение итогов премии. Первый — неутихающее внимание к «Глобусу» со всех сторон. Второй — неожиданно прогрессивный список номинантов. Среди возможных лауреатов этого года были, например, дебютанты — участники американского кинофестиваля независимого кино «Сандэнс» — Эмиральд Феннел и Макс Барбаков. Первая сняла черную ревендж-комедию «Девушка, подающая надежды» (с выдающимся сценарием и не менее выдающейся актерской работой Кэри Маллиган) и внезапно оказалась претенденткой на «Золотой глобус» в четырех номинациях. Второй был отмечен двумя номинациями за свою летнюю ревизию «Дня сурка» — комедию «Залечь в Палм-Спрингс» с сериальными звездами Энди Сэмбергом («Бруклин 9-9») и Кристин Милиоти («Как я встретил вашу маму», «Фарго»). Да и результаты в отдельных сериальных категориях могли удивить, если бы у ассоциации хватило духа на революцию и при раздаче наград. Но не вышло.
Результаты
- Лучший драматический фильм — «Земля кочевников»
- Лучшая комедия или мюзикл — «Борат-2»
- Лучший режиссер — Хлоя Чжао («Земля кочевников»)
- Лучший сценарий — Аарон Соркин («Суд над чикагской семеркой»)
- Лучший актер в драме — Чедвик Боузман («Ма Рейни: Мать блюза»)
- Лучшая актриса в драме — Андра Дэй («Соединенные Штаты против Билли Холидэй»)
- Лучший актер в комедии или мюзикле — Саша Барон Коэн («Борат-2»)
- Лучшая актриса в комедии или мюзикле — Розамунд Пайк («Аферистка»)
- Лучший актер второго плана — Дэниэл Калуя («Иуда и черный мессия»)
- Лучшая актриса второго плана — Джоди Фостер («Мавританец»)
- Лучший фильм на иностранном языке — «Минари» (Южная Корея)
- Лучший анимационный фильм — «Душа»
- Лучший саундтрек — Трент Резнор, Аттикус Росс, Джон Батист («Душа»)
- Лучшая песня — Hear My Voice («Суд над чикагской семеркой»)
- Лучший драматический сериал — «Корона»
- Лучший комедийный сериал — «Шиттс Крик»
- Лучший телефильм или мини-сериал — «Ход королевы»
- Лучший актер драматического сериала — Джош О’Коннор («Корона»)
- Лучшая актриса драматического сериала — Эмма Коррин («Корона»)
- Лучший актер комедийного сериала — Джейсон Судейкис («Тед Лассо»)
- Лучшая актриса комедийного сериала — Кэтрин О’Хара («Шиттс Крик»)
- Лучший актер в телефильме или мини-сериале — Марк Руффало («Я знаю, что это правда»)
- Лучшая актриса в телефильме или мини-сериале — Аня Тейлор-Джой («Ход королевы»)
- Лучший актер второго плана в сериале — Джон Бойега («Голос перемен»)
- Лучшая актриса второго плана в сериале — Джиллиан Андерсон («Корона»)
Что не так с этим списком
Практически все. Ни одно из привлекающих внимание решений по номинациям не было поддержано самими статуэтками. Дебютанты в пролете, ровно как и Netflix. Если не считать выданный Розамунд Пайк «глобус» за «Аферистку» (злобная комедия с ее участием формально вышла на Netflix, но в производителях стриминговый сервис не значится), то побед на счету главной на сегодня онлайн-платформы, поддерживающей крупных кинематографистов и выступающей с мощными прогрессивными инициативами (недавно Netflix отчитался об инклюзивности своих проектов), немного. Награда за сценарий ушла видному американскому автору Аарону Соркину, известному, например, по сценарию к «Социальной сети» Дэвида Финчера и сериалу «Западное крыло». Два приза — в категории «Лучший мини-сериал». Получивший несколько призов их же сериал «Корона» здесь, наверное, даже не в счет — вызвавший ожесточенные споры между королевской семьей и общественностью проект не мог остаться незамеченным. По-настоящему любопытным стало бы решение присудить награду шоураннеру Райану Мерфи и актрисе Саре Полсон за «Рэтчед» ввиду дерзости проекта и мощнейшей работы исполнительницы главной роли. А правильным — поддержать также вышедшую на Netflix драму «Манк» Дэвида Финчера хотя бы наградой за сценарий (автором текста еще в начале нулевых выступил отец Финчера — посмертная статуэтка ушедшему в 2003 году журналисту стала бы жестом профсолидарности).
Совсем осторожными выглядят решения присудить награды Джоди Фостер за аккуратную роль адвокатши в тюремной драме «Мавританец», основанной на романе об узнике Гуантанамо Мохаммеде Ульд Слахи, отсидевшем в одной из самых жутких тюрем мира ни за что. Слишком предсказуема и награда «Душе» от Pixar (несмотря на шедевральность мультфильма, важнее было бы отметить «Легенду о волках» независимой студии Cartoon Saloon — анимация сделана за гораздо меньшие деньги, но ни в технике, ни в смыслах не уступает американскому конкуренту). То же можно сказать и о вручении приза режиссерке Хлое Чжао за «Землю кочевников». Фильм и без того уже победил в Венеции и Торонто, а сама Чжао вовсю снимает студийные блокбастеры — после «Земли кочевников» в фильмографии постановщицы значится комикс Marvel «Вечные».
Таким образом, материал по итогам награждения можно было б в целом назвать «Бумеры наносят ответный удар», но только никакого удара нет. Все слишком ровно и предсказуемо. Остается радоваться за Джейсона Судейкиса, сыгравшего футбольного тренера Теда Лассо в одноименном сериале, одном из лучших стриминг-проектов прошлого года. Актер, к слову, получал статуэтку не в пафосном смокинге, а в обычном худи. В знак то ли протеста, то ли равнодушия к той ерунде, за которой мы все еще продолжаем почему-то следить.
Вам может быть интересно:
- Проститутки, студенческие оргии и невинные дворянки. Каким был секс в царской России
- Главный подросток мира: стоит ли смотреть документалку о Билли Айлиш
- TikTok против убийств и расизма. Как алгоритмы соцсети помогают индейцам Канады бороться за жизнь и права
Больше текстов о культуре и политике — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь