60 новых способов стать иноагентом. Как ФСБ запретила популяризацию космонавтики и критику Роскосмоса
ФСБ утвердила перечень сведений, за сбор и намеренную передачу которых за рубеж можно стать иноагентом, — они не относятся к гостайне, но связаны с «военной и военно-технической деятельностью России». В подготовленном документе 60 пунктов, среди них — информация о проводимых армией закупках товаров, работ, услуг для нужд войск, сведения о соблюдении законности и морально-психологическом климате в войсках, сведения о проблемах, в том числе финансово-экономических, сдерживающих развитие госкорпорации «Роскосмос».
В Комитете по безопасности и противодействию коррупции Госдумы называют подготовленный ФСБ перечень вынужденной и «предупредительно-профилактической» мерой в отношении тех, кто готов к сотрудничеству с западными спецслужбами.
О «репрессивном потенциале» нового приказа в своем Telegram-канале написал главный редактор издания Republic Дмитрий Колезев: «Вероятно, закон и дополняющий его приказ ФСБ были созданы для борьбы с расследованиями Bellingcat, Conflict Intelligence Team и других подобных структур. Возможно, это будет применяться в делах вроде дела Ивана Сафронова, когда на госизмену состав не набирается (секретной информации нет), а наказать человека за сотрудничество с иностранцами хочется». По мнению Колезева, документ может принести большие проблемы журналистам и активистам-расследователям.
«Формально издание такого приказа не противоречит закону о СМИ — документ не запрещает сбор и распространение приведенных в нем сведений, — отмечает управляющий партнер санкт-петербургского офиса коллегии адвокатов Pen & Paper Алексей Добрынин. — При этом лиц, которые собирают их в интересах зарубежных государств, можно признавать иностранными агентами. Получается, с одной стороны, само по себе распространение сведений о закупках товаров для военных нужд, о морально-психологическом состоянии вооруженных сил, о финансовых проблемах и злоупотреблениях в Роскосмосе не запрещается, с другой — государство фактически лишает возможности говорить о коррупционных нарушениях всех тех, кто не желает заниматься общественно-значимой деятельностью со статусом "иностранного агента"».
Ответ всем критикующим Роскосмос
После того как ФСБ утвердил перечень «несекретных сведений», многие из которых так или иначе связаны с космической отраслью, в соцсетях стали высказываться те, кого новый приказ касается напрямую.
«Сейчас проще всего продолжать свою деятельность, забыв о существовании Роскосмоса. Можно рассказывать, например, о зарубежной космонавтике или рассуждать о науке в принципе. В приказе, конечно, есть оговорка, что обо всем, что касается научного и социально-экономического направления, говорить можно, но при любом сомнении, выбирая между “рассказывать” и “не рассказывать”, я буду выбирать второе», — сказал «Снобу» блогер, популяризатор космонавтики и номинант на премию «Сделано в России» Виталий Егоров.
«В Роскосмосе в общем-то нет новостей, нет ничего, чем он мог бы гордиться: нет никаких достижений, ничего интересного и серьезного, — считает авиаэксперт Вадим Лукашевич. — Это особенно очевидно на фоне зарубежных успехов: пока Илон Маск развивает SpaceX, а Китай укомплектовывает пилотируемую станцию за два года, мы снимаем якобы первый игровой фильм о космосе (на самом деле, первым был советский — “Возвращение с орбиты”). Хочется процитировать Ленина: “Пока народ безграмотен, из всех искусств важнейшими для нас являются кино и цирк”, — это сейчас девиз нашей космонавтики».
По мнению Лукашевича, приказ ФСБ — ответ всем критикующим Роскосмос: «Если бы у госкорпорации был потенциал для развития, ответом на критику были бы новые достижения, цели и задачи, а раз его нет, единственный выход — заткнуть оппонентам рты». Из-за утвержденного перечня никаких новостей о перебоях в работе аппаратуры и неполадках больше не будет, считает эксперт. «Интересно, что, получая статус “иноагент”, ты вроде находишься в правовом поле, не сидишь в тюрьме, но в то же время тебя клеймят, причем за обнародование сведений, которые не являются секретными», — заключает Лукашевич.
Подготовила Кристина Боровикова
Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь