Острые кристаллы холестерина повреждают сосуды сердца
Как выглядят холестериновые бляшки?
«Если и есть бедняги, которые уехали из России, потому что там нельзя, а в Америке можно накушаться вдоволь колбасы, то они попали в ловушку, ибо коварный продукт оттянул брюхо к земле, налил шею апоплексическим багрецом, а белые пробочки жирка, такие привлекательные на колбасном срезе, теперь путешествуют по кровеносной системе», — так представляют себе судьбу холестерина в наших сосудах писатели Вайль и Генис. Но то писатели, а у врачей совершенно другие взгляды на эту проблему. Впрочем, и представления врачей могут меняться, как изменятся они после публикации работы группы исследователей из Мичиганского университета под руководством Джорджа Абелы.
Как готовит смерть холестерин — легко предотвратимую смерть, которая в рамках пандемии сердечно-сосудистых заболеваний настигает ежедневно сотни тысяч людей во всем мире? Вот поселился он в скрытой от глаза врача темноте наших кровеносных сосудов... И что именно он там делает?
После того, как все уже кончено, темноту рассекает скальпель патологоанатома. Ученый вырезает кусок сосуда и часами готовит из него препарат для электронного микроскопа. Это целое искусство. Для начала он иссушает ткань этиловым спиртом: вода не даст золотому напылению лечь на сложный микрорельеф, который мы хотим изучить. Вот эту стадию — иссушение алкоголем — и отменили новаторы из Мичиганского университета. И сразу же сообщили миру совершенно новые факты.
Раньше считалось так: холестерин селится на стенках сосудов. Его нерастворимые отложения представляли в виде плоской шайбы, спрятанной под внутренней выстилкой сосуда, как мусор, который замели под ковер. Получается такой гладкий бугор, его-то и называют холестериновой бляшкой:
Рано или поздно бляшка разрывается. Тогда о ее острые края спотыкаются тромбоциты —клетки, которые следят за неровностями на стенках сосудов, чтобы быстро заделать любую рану. Развивается тромб, и постепенно он так разрастается, что затыкает сосуд. Тогда останавливается подача крови, и если это был сосуд, питающий участок сердца, наступает инфаркт. Если участок мозга — инсульт.
Но как именно и отчего разрывается бляшка? Несколько лет назад доктор Абела понял, что, исследуя бляшки после смерти человека, ученые десятилетиями портили их — еще до того, как получали возможность как следует их рассмотреть. Применив новый способ обработки препаратов (вакуумное высушивание вместо спиртового), Абела увидел скопления игл и лезвий, в виде которых, как оказалось, кристаллизуется холестерин. А на прошлой неделе Абела со своими коллегами опубликовал новые фотографии сосудов людей, умерших от инфаркта и инсульта. На фото ученые увидели, как острые кристаллы холестерина полностью сносили «крышку» своей бляшки либо пробивали ее, «как гвозди пробивают деревянную доску», по выражению авторов исследования. Кроме того, оказалось, что фрагменты кристаллов могут отрываться от бляшки и улетать далеко, чиня разбой и разрушения ниже по течению.
На меня эти фото действуют как картинки, которые теперь лепят на сигаретные пачки в Египте:
Представлять себе такой пирсинг, поселяющийся в моих сосудах, крайне неприятно. Тем более, заполучить его или нет — уже вопрос выбора. Простой ежегодный анализ крови, несложная диета, чуть-чуть спорта и, в худшем случае, статины — эти меры радикально сдвигают равновесие в наших отношениях со злосчастными кристаллами. Как на школьном уроке химии: чуть-чуть нагреть, встряхнуть пробирку и все — нету!