Борис Акимов: Как мы ездили в Суздаль гусей спасать
На столе лежит гусь. С головой, глазами, вокруг шеи украшения из белых салфеток. Внутри гуся яблоки. Тут же кабачковая икра, огурцы соленые и маринованные, капуста квашеная, грибы соленые, хрен, курица, щи, настойка, спирт, настоянный на чесноке. Все очень вкусное — настоящая домашняя еда, сделанная с любовью опытными руками. Гусь — тульской бойцовой породы. Я почему-то решил, что бойцовой — значит, сильный и жилистый, но оказалось — совсем наоборот. Нежнейший гусь, судя по всему, пропустил все сражения, пролежав всю жизнь где-то на травке.
Стол с украшенным гусем находится в Суздале. Тут в небольшой квартире живет Павел Николаевич Девятов. Личность очень примечательная. Последние лет двадцать он проработал в местном сельскохозяйственном институте. Создал здесь когда-то лучшее в стране племенное стадо гусей. Именно про его гусей и шла речь в той дискуссии. К сожалению, на деле все оказалось гораздо серьезнее, чем это казалось. В свое время у Девятова тут была 21 порода гусей, из них 5 уникальных — тех, что нигде в мире больше нет. Еще несколько лет назад гуси вполне благополучно проживали у Девятова в местном Сельскохозяйственном институте, где он работал зав. отделом. Но потом пришел новый директор, институт начал разваливаться, Девятов с директором не сработался и ушел. Гуси оказались никому не нужны. Формально они принадлежали институту, но это лишь усугубляло ситуацию — институт действовал по принципу «ни себе, ни людям». Сейчас из гусей осталось менее тысячи, причем почти все они больны и, как говорит Девятов, «не могут служить генетическим материалом».
Мы несколько часов просидели с Павлом Николаевичем: выпивали, закусывали и говорили о гусях. Исключительно. Это было даже странно. Представьте себе, вы несколько часов говорите только о гусях. Но что еще более странно — все это время было интересно, Девятова хотелось слушать. Как хочется слушать человека, фанатично увлеченного каким-то очень специфическим, но симпатичным делом.
Согласитесь, что удивительно услышать из уст жителя Суздаля само словосочетание Slow Food. А Девятов как бы между делом рассказал про свои поездки в Италию на ежегодные мероприятия этой международной организации. Оказалось, что уже несколько лет назад он познакомился с ее активистами в Москве. А позже сам основал суздальский конвиниум Slow Food. И собрал в нем уже 40 человек. Это даже по московским меркам цифра приличная. Девятов с гордостью говорит: «В следующий раз 10 декабря собираемся. И из Владимира к нам пресса приедет». Главная цель местного конвиниума — спасти гусей, во всяком случае Девятов именно так формулирует собственные задачи.
Девятов по-настоящему знающий и деятельный человек. Страдающий от того, что дело, которым он занимался всю жизнь, пришло в упадок, но, несмотря ни на что, желающий изменить ситуацию. Для русской провинции человек редкий. Побольше бы таких.
Девятов некоторое время был вице-президентом Ассоциации гусеводов России. У него огромный опыт. Сейчас этот опыт помогает ему держать собственное небольшое поголовье (штук 40) гусей. И все. Хотя очевидно, что этот человек мог бы, а главное желал бы, сделать гораздо больше.
Вот его гуси:
Ближайший план Девятова — ну и наш теперь тоже — все тот же. Спасать гусей. То, институтское стадо спасти уже нельзя. Зато можно на основе нынешних девятовских гусей воссоздать владимирскую породу, которая на данный момент находится на грани вымирания.
Так что будем теперь создавать подшефное нашему блогу «Еда и алкоголь» племенное гусиное хозяйство. Поставим веб-камеры и устроим гусиное реалити-шоу.
На самом деле вовсе не уверен, что дело будет именно так. Но точно знаю, что с Девятовым мы так просто не расстанемся. Так что ждите новостей. Или, может, вы тоже гусей хотите спасать? Тогда присоединяйтесь!
В ближайшее время я собираюсь регулярно посещать интересные фермерские хозяйства и рассказывать о них в блоге «Еда и алкоголь». В планах — бельгийцы, которые в Новгородской области разводят бизонов. Говорят, из них отличные стейки выходят. Посмотрим, попробуем.
Спасибо за помощь в организации поездки Александру Арфееву и Екатерине Дроздовой (Slow Food).