Лучшее за неделю
Ася Чачко
20 февраля 2010 г., 20:30

Александр Мамут показал новый фильм братьев Коэнов

Фильм «Серьезный человек» еще не вышел в прокат. Но члены клуба уже посмотрели его на большом экране и даже попытались разгадать иносказания режиссеров
Читать на сайте

Несмотря на вечер пятницы и десятибалльные пробки, до «Пионера» почти все доехали вовремя. Пока последние гости искали место для парковки, владелец кинотеатра Александр Мамут сказал небольшую вступительную речь, начав с того, что хороший зритель в Москве — большая редкость:

This browser does not support the video element.

«Будем надеяться, что братья не подведут», — закончил свое выступление Мамут.

Кинокритики уже считают, что не подвели: «Серьезный человек» по двум номинациям выдвинут на «Оскара», на «Золотой глобус» и премию BAFTA.

Кино вышло в мировой прокат еще в октябре. И Национальный совет кинокритиков США успел внести «Серьезного человека» в десятку лучших фильмов 2009 года. В России фильм выйдет на экраны 25 февраля. Но многие уже скачали Коэнов с торрентов. 

Наверное, поэтому сюжет на слуху, однако предупреждаем: дальше будет спойлер — так что следующий абзац можно пропустить.

Итак, повествование начинается с притчи. Муж приводит в дом старого раввина. Жена считает, что гость — призрак, она слышала о его смерти несколько лет назад. В доказательство своей правоты она вонзает в него нож и выгоняет раненого ребе за дверь. Кем был таинственный гость, остается загадкой. Дело происходит в Восточной Европе в начале XIX века. Дальше действие переносится в Америку 60-х. Профессор Ларри Гопник преподает физику в университете. Однажды, пока он проверяет тетрадки, жена сообщает, что уходит от него — к их общему знакомому. Ларри отправляют жить в гостиницу с ободряющим названием «Веселый Роджер», юристы начинают делить имущество, адвокаты — вымогать деньги. За полчаса экранного времени жизнь Ларри Гопника превращается в ад. Он не может понять, за что ему все это, ходит от раввина к раввину в поисках ответа. Но, похоже, впадает от их речей в еще большее отчаяние.

Фильм шел, а в зал продолжали просачиваться опоздавшие: дверь периодически приоткрывалась и кто-нибудь, пригнувшись, пробирался к свободному месту. В одном из силуэтов можно было узнать Ирину Михайловскую, которая пришла за полчаса до конца.

После просмотра фильма гости разделились: одни отправились на фуршет (который был прямо в здании кинотеатра), другие выстроились в гардероб. Александр Туркот уже собрался уходить, когда мы спросили его о фильме. Оказалось, что он смотрит фильм уже второй раз. Первый просмотр состоялся неделю назад, в самолете, когда он летел из Женевы в Тель-Авив.

This browser does not support the video element.

Во время фуршета в ресторане «Пион» разгорелась настоящая дискуссия: все разбились по группкам, делясь своими впечатлениями. Дмитрий Зимин признался, что кино смотрит нечасто, но не пожалел, что пришел.

This browser does not support the video element.

Каждый увидел в фильме что-то свое. Для Игоря Гуровича это кино «про бабушку, дедушку, папу, маму», для Андрея Амлинского — про закат американской цивилизации. Михаил Каменский честно признался, что не все в фильме понял. Возможно, ему стоило послушать Антона Носика, который назвал картину Коэнов «еврейским ответом на "Страсти Христовы" Гибсона».

This browser does not support the video element.

Почти весь вечер говорили только о фильме. Больше всего гостей Александра Мамута мучил вопрос: как же все-таки первая новелла связана со всем остальным?

Мы спросили об этом Льва Карахана , но он взял время на раздумье и ответил уже на следующий день: «Чтобы оценить глубину и остроту проблем, которые волнуют Коэнов, важно обратить внимание на пролог. Он может показаться не совсем понятным. Для меня его смысл в том, что время пролога, условное давнее прошлое, сильно отличается от нашего. Тогда, давно, можно было закрыть дверь, как это делает жена местечкового еврея, — отгородиться от внешнего мира, от его опасностей, прелестей и искушений. Сейчас закрыть дверь гораздо сложнее. В широком смысле новейшее время, в которое мы живем, дверь закрывать разучилось. Не хватает внутренней убежденности, веры, что в какой-то момент сделать это просто необходимо. Мы обитаем в открытом мире, и все его ветра задувают в наш дом со всех сторон — в двери, в окна. Невозможно закрыться, как когда-то. И в этом — главная опасность, тот высший драматизм, который сразу же обозначают своим прологом Коэны».

Обсудить на сайте