Филипп Блау за гражданский брак
«Юля и Стас уже много лет вместе, у них общая дочка, они граждане Израиля, платят налоги и голосуют. Израиль — демократическая страна, и мы хотим, чтобы люди тут имели возможность свободно жениться независимо от своих религиозных взглядов или национальной принадлежности, — возмущается участник проекта «Сноб», израильский дизайнер Филипп Блау.
Юля и Стас тем временем въезжают на огромную площадь перед тель-авивской «Синематекой», заполненную народом, во главе колонны байкеров. На Юле — белое подвенечное платье, на Стасе — белая рубашка, джинсы и кеды, одним словом, ничто не выдает в этой свадьбе свадьбу ненастоящую.
Тем не менее никакой юридической силы это гражданское бракосочетание не имеет. В Израиле вообще не существует гражданских браков, а эта свадьба — не что иное как акция протеста против такой несправедливости.
Придумали и устроили эту акцию-свадьбу русскоязычное израильское сообщество «Фишка» и «Авайя» — организация, занимающаяся традиционными еврейскими праздниками. Компания Frau Blau помогла в организации акции, Филипп Блау придумал платье невесты и многочисленных подружек невесты. «Такая альтернативная свадьба проходит в Тель-Авиве уже второй раз, поскольку этот город славится своим либерализмом. Устроить такое празднество в любом другом городе Израиля просто немыслимо», — рассказывает Блау.
Возможность сочетаться гражданским браком важна для многих израильтян. Поддержать акцию пришли несколько тысяч человек.
<object width="640" height="385"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/mcKzQb2YblE&color1=0xb1b1b1&color2=0xd0d0d0&hl=en_US&feature=player_embedded&fs=1"></param><param name="allowFullScreen" value="true"></param><param name="allowScriptAccess" value="always"></param><embed src="http://www.youtube.com/v/mcKzQb2YblE&color1=0xb1b1b1&color2=0xd0d0d0&hl=en_US&feature=player_embedded&fs=1" type="application/x-shockwave-flash" allowfullscreen="true" allowScriptAccess="always" width="640" height="385"></embed></object>
В Израиле семейное право регулируется традиционными религиозными институтами — просто расписаться в мэрии невозможно. Например, браки между евреями заключает ортодоксальный раввинат — единственная признанная государством еврейская религиозная организация. Впрочем, и в такой брак тоже вступить непросто — сначала нужно доказать, что ты еврей. Граждане Израиля, которые не смогли или не захотели доказать свое еврейство в религиозном суде (а также неевреи), спасаются тем, что ездят жениться в другие страны, обычно на Кипр или в Чехию. Израиль эти браки признает.
Те израильтяне, которые не состоят ни в гражданском браке, заключенном на территории другого государства, ни в браке религиозном, но при этом живут вместе, ведут совместное хозяйство и зачастую имеют детей, называются common-law spouses (сожители). Адвокат Александр Гамбарян говорит, что common-law spouses ни в чем не дискриминируются: наследство, раздел имущества, налоги, дети — все регулируется теми же законами, что и у супругов в религиозном браке. Если, конечно, не считать дискриминацией тот факт, что такое «сожительство» нужно доказывать в суде, а иногда «поддерживать» его в течение трех лет, чтобы оно стало считаться собственно сожительством.
Битвы вокруг религиозного права и отсутствия гражданского брака, в частности, в Израиле начались в 70-х годах, когда в страну хлынула волна эмиграции из бывшего СССР: многие приехавшие не могли доказать своего еврейского происхождения, а значит, и не могли жениться. Но религиозные израильские партии не позволили ввести гражданский брак, опасаясь «размывания» национального государства Израиль и утраты традиций.
«С тех пор гражданский брак стал предметом политических спекуляций. Буквально каждые несколько месяцев какая-нибудь центристская или левая партия предлагает принять закон о гражданских браках, но влиятельные религиозные партии давят подобные законопроекты в зародыше», — рассказывает Филипп Блау. Он говорит, что далек от политики, но когда «Фишка» обратилась к нему с предложением сделать наряды для участников альтернативной свадьбы, он сразу согласился. Как минимум потому, что у каждой женщины должна быть возможность хотя бы раз в жизни надеть свадебное платье. Вне зависимости от ее национальности и вероисповедания.