Лучшее за неделю
Майя Богданова
14 мая 2011 г., 14:00

Майя Богданова: Чем заняться в церкви

Читать на сайте

В голландском городе Маастрихт, где на 120 тысяч человек приходится около сотни церквей, вопрос дефицита площадей под застройку решили быстро и экономично. Городские власти отдали предпринимателям пять неиспользуемых церквей. Условие одно: при необходимости церковь должна быть возвращена в прежний вид буквально за сутки.

Самым простым решением при таких условиях оказалось создание в церкви детской игровой площадки. Так церковь августинцев стала детским центром. Это, наверное, самое потрясающее, что могло произойти с церковью.  Кажется, дети чувствуют там себя абсолютно комфортно. И глядя на них, как-то автоматически вспоминаешь уайльдовскую сказку о детях, которые пробрались в сад великана, где до этого никто не бывал. Здесь нет ни выверенных интерьерных решений, ни попыток вписать одно пространство в другое, есть только идея, реализованная в чистом виде, но она, кажется, и не нуждается в дополнениях   

Другое простое и красивое решение — книжный магазин плюс кафе. И благодаря компании Boekhandel Selexyz Dominicanen в Маастрихте появился и такой арт-объект. Стеллажи с книгами теперь вполне гармонично сочетаются с церковным интерьером. Церковь, кстати, была здесь всего 500 лет. А потом чего только не было — склад, конюшня, гараж для велосипедов, боксерский ринг... С 50-х годов до конца 90-х — карнавалы. Местные жители с удовольствием вспоминают,  как бывали здесь на вечеринках, познакомились с женами или отличным образом надрались с друзьями.

А KruisherenHotel — это бывший монастырь, превращенный стараниями дизайнеров Хенко Вос Маупертууса и Инго Маурера в отель. Отели-монастыри — модная тема в современном мире, так же как и отели-тюрьмы, плавучие отели и прочие радости любителей экзотики. Впрочем, в отличие от Selexyz Dominicanen здесь уже появляется и не отпускает ощущение некоей вторичности. Если келья в монастыре выглядит ровно так же, как любой номер в столичном отеле, то какой смысл здесь останавливаться? Впрочем, некий налет экзотики все равно присутствует. Хотя бы в красном бархате в отделке лобби. На фоне монастырских стен выглядит эклектично.

Церквям францисканцев выпала научная стезя. В первой, построенной в готическом стиле в XIII-XIV веках, с 1884 года был архив, а сейчас размещается Региональный исторический центр провинции Лимбург. А во второй — главный корпус Университета.

И, наконец, в последней церкви организовали театр. Театр, по слухам, разорился, однако сайт его исправно работает и не только предлагает залы в аренду, но и рассказывает историю этого места. Так мы узнаем, что с конца 16 века здесь был монастырь, а  с 1789 года — театр La bonoboniere. Здание многократно перестраивалось: здесь были и мюзик-холл, и ресторан, и театр. И, наконец, с 2004 года бывший монастырь находится под управлением VVMgroup, полностью восстановившей здание и придавшей ему нынешний вид. По внутреннему визуальному решению, это, наверное, один из самых ярких проектов.

Чем мы можем заняться в церкви? Как выясняется, практически чем угодно, если позволяет религия и фантазия. А протестанты вообще считают, что глупо церквям простаивать без дела, и мы вполне можем, оказавшись в Амстердаме, попасть на концерт, проходящий в той самой церкви, где венчались монархи. Эдак запросто, по-свойски задвинув все, что мешает, в дальний угол, площадка меняет назначение. Хотя бы на сутки. Или на всю оставшуюся жизнь.

Обсудить на сайте