Катерина Мурашова: Как мы преодолеваем препятствия
— Он убегает, всегда убегает… грустно жалуется Алина, мама девятилетнего Бори. — Так было с самого раннего детства. Не получилось сразу собрать мозаику — все разбросает: не хочу больше! Давай попробуем нарисовать лошадку? — Не буду, у меня не получится! Проиграл в какую-нибудь игру или не досталось роли, которую хотел получить, — не буду больше с вами играть! И вот теперь второй класс — и все то же самое в школе и с уроками… Вечные слезы, «я не знаю, как решать, у меня все равно ничего не получится». Отказывается отвечать, даже если все знает...
— Я просто не знаю, что мне с ней делать! — восклицает Лидия, мама восьмилетней Ларисы. — Она девочка, но с ясельного буквально возраста то и дело бросается в драку и бьет детей, даже тех, кто старше ее на три-четыре года и в полтора раза превосходят по весу. Нет, к этому всегда был и есть сейчас какой-то конкретный повод: отобрали игрушку, разрушили песочный домик, обидели ее саму или того, кого она полагает своим другом — но метод, метод! И во всем другом Лариса такая же — старается все проблемы решить с наскока, кавалерийской атакой. В школе тянет руку и пы тается отвечать даже тогда, когда не знает ответа. Учительница удивляется: зачем же ты вызывалась? Родители побитых детей требуют от меня: поговорите с ней, объясните, запретите… Но мы уже тысячу раз ей объясняли, что для девочки драться просто некрасиво, что почти всегда можно договориться, она нас вроде бы слушает, кивает, соглашается, но как только доходит до дела — опять…
— Лидия, Алина, вы знаете что такое «фрустрация»? — я разговариваю сразу с обеими женщинами, несмотря на то что проблемы их детей вроде бы противоположны по знаку.
— Что-то такое слышала, — неопределенно отвечает Алина
— Толком не знаю, — Лидия.
— Фрустрация — это чувство, которое испытывает человек, когда на пути удовлетворения его потребности возникает препятствие. Вот смотрите, сейчас мы смоделируем эту ситуацию, — я беру свой журнал для записи, ставлю его на ребро и двумя пальцами изображаю идущего к журналу по столу человечка. — Человечек идет по своим делам, и вдруг на его пути возникает стена. Вот она. Он фрустрирован. Ему надо на ту сторону. То есть как-то преодолеть стену. Что он может предпринять? Реальная стена и реальный человечек. Предлагайте.
— Разрушить стену, — тут же говорит Лидия.
— Первый способ! — я загибаю палец.
— Ну, попробовать как-нибудь обойти, — морщась, предлагает Алина. Видно, что идея немедленного прошибания стены подручными средствами ей совершенно не близка.
— Отлично, — соглашаюсь я. — Стену не трогаем, пытаемся обойти, может быть, она где-нибудь кончается, или в ней дверь есть. Второй способ. А если обойти не получается? — человечек из пальцев нетерпеливо перебирает ножками на столе.
— Тогда… Но, может быть, ему не так уж туда и надо? — спрашивает Алина.
— Третий способ! — я загибаю еще один палец. — Отказаться от достижения, — человечек поворачивается и уходит к краю стола. — «Зелен виноград…» Еще!
— Ну… можно построить аэроплан и перелететь! — наконец, после долгой паузы, креативит Лидия. — Или катапульту.
— Лестницу сколотить, — упрощает полет ее фантазии Алина.
— Замечательно, — я загибаю четвертый палец. — Включить голову. Применить технические средства. Самому смастерить что-то вспомогательное. Еще!
— Больше нет, — твердо говорит Лидия. Алина, помедлив, кивает согласно.
— Все это время наш человечек был один… — подсказываю я.
— Точно! Позвать на помощь других людей! — восклицает Лидия. — Они его раскачают и перекинут через стену. Или еще чего придумают…
Я загибаю пятый палец.
* * *
Пять основных способов работы человека с фрустрацией: искать обходные пути, атаковать препятствие, подключить интеллект, позвать на помощь, отказаться от достижения.
Практически никто не использует все пять одинаково часто. Обычно у человека есть один-два ведущих способа и еще один — в резерве, на крайний случай. Например, он в основном прошибает головой все встречающиеся ему стены, но если уж не получается, то придумывает, что делать, или уходит. На помощь не зовет и обходных путей не видит в принципе. В ситуации описанного выше тестирования (стена-человечек) свои ведущие способы человек всегда называет первыми. Последний, пятый способ, обычно всем приходится подсказывать.
Выделяются ведущие способы очень рано — в песочнице уже все видно. Отняли лопатку, и вот ребенок сразу бежит к матери: «Мама, мама, он у меня лопатку отнял!» (ведущий способ — звать на помощь). Вот ребенок, который, не глядя на размеры обидчика, кидается в драку: «Отдай, гад, мою лопатку!» (прошибатель стен). Вот еще один, который берет другую игрушку и продолжает невозмутимо играть, как будто бы ничего не произошло (ведущий способ — уход).
Наследование способов работы с фрустрацией, биологическое или культурное, несомненно, имеется. Часто ребенок имеет в активе два способа — один от матери, другой от отца. Это гармонично.
Очень плохо, если естественные для ребенка способы не принимаются семьей. Например, мальчик ищет обходные пути или зовет на помощь. Отец, сам «прошибатель стен», требует: «ты должен сражаться или уж сам соображать, что делать. Зовут на помощь только слабаки!» Или робкая мать-одиночка (ее способ — обойти или отказаться) воспитывает сына-«прошибателя» и все время долбит ему: «Люди не любят, когда кто-то высовывается! Учись подчиняться, обуздывать свои желания…»
Если у ребенка на вид только один способ работы с фрустрацией («уход» у Бори, «прошибание стен» у Ларисы), то ситуация выправляется не запрещением этого способа, а активизацией дополнительных.
Например, Боря вполне доброжелательно принимал предложенную помощь семьи и впоследствии — друзей, а также искал обходные пути (уже в третьем классе он, так и не преуспев в решении задач и выступлениях у доски, оказался обладателем качественного дисканта и солистом школьного хора). А сильная телом и духом Лариса почти отказалась от драк, когда мама научила ее относиться к разрешению межличностных конфликтов как к решению сложной задачи по преодолению стены — «постройке катапульты».
То, как человек преодолевает возникающие трудности — важная характеристика личности. «Стена–человечек» — много лет назад придуманный мною тест на определение ведущих способов работы с фрустрацией. Он занимает ровно пять минут. Уважаемые читатели, вы вполне можете попробовать провести его со своими родными, друзьями или коллегами (начальником). Узнаете много интересного…
* * *
Дорогие друзья, хочу сообщить вам, что в связи с различными обстоятельствами и наступлением лета моя колонка «уходит на каникулы». Спасибо всем и надеюсь снова встретиться с вами в сентябре. Пожалуйста, напишите мне, какие темы из жизни детей и родителей вам хотелось бы обсудить в следующем сезоне.
И уж совсем в заключение взгляните вот здесь.
И давайте очередной раз порадуемся разнообразию мира и детства.
Остаюсь искренне ваша