Слава, успех и признание — есть ли разница?
Недавно у нас состоялся интересный разговор об успехе. Всплыли интересные нюансы этого понятия. И сразу у нескольких людей (и у меня в их числе, так как я была в отъезде и не могла полноценно участвовать в дискуссии) возникло ощущение, что разговор не закончен. Так и не было дано устроившее всех определение успеха и смежных с ним понятий. Фактически осталась за бортом разговора затронутая, но не развернутая важная тема развития представления об успехе в онтогенезе. Мне показалось, что начавшийся разговор интересно было бы продолжить на новом материале.
В прошлый раз мы рассматривали мысли подростков об успехе в исторической перспективе и весьма сомнительным по качеству бреднем захватили ни много ни мало почти сорок лет…
Сейчас я решила пройтись по горизонтали. Уж кого смогла отловить в последние три недели лета. Не обессудьте.
Итак, еще одно «исследование» для зачина разговора. Всего 71 человек. 39 девочек и 32 мальчика. Возраст — от 10 (взяла в опрос ребят младше, чем беру обычно: мне были интересны истоки) до 17 лет.
Часть из них — мои «заслуженные подопытные» подростки, из тех, которые сидели 8 часов без гаджетов, а потом воображали себя инвалидами. С ними я, можно сказать, приятельствую, к концу лета они все уже соскучились отдыхом и по первому моему слову были готовы на любые приключения. Другая часть — дети из дорогого и престижного летнего языкового лагеря. Третья часть — подростки, которых я «наловила» в наших дворах, в окрестностях своей поликлиники. Часть из этой последней части — среднеазиаты и кавказцы из бывших советских республик (конкретные национальности я не уточняла, только если они сами скажут).
Вопросов для всех было четыре (они сформулировались по результатам прошедшей дискуссии):
Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.
***
Самый приятный для меня результат — 17 подростков почти одинаковыми словами сказали мне: спасибо вам, что спросили. Я раньше никогда об этом специально не думал(а), а вот теперь подумал(а) — и всякие интересные и полезные мысли у меня в голове зашевелились.
Только трое подростков (все трое — мальчики, из них двое с Кавказа) считают, что слава, успех и признание — это одно и то же.
Еще десять человек не различают славу и признание, а успех выделяют в отдельную категорию.
Все остальные считают, что эти три понятия обозначают разное.
Из определений-разделений мне лично больше всего понравилось следующее, опирающееся на самую базовую из всех возможных характеристик (мальчик, 13 лет): «Успех — это всегда для живого. Для мертвого успеха быть не может. А вот признание может и после смерти быть. А слава так и вообще — это в основном для тех, кто уже помер».
Четырнадцать одинаковых ответов (в основном у младших подростков): «Успех — это когда его или ее часто по телевизору показывают». Мое сомнение: но ведь телевизионный успех кратковременный! Сегодня показали по всем каналам, а через неделю забыли… Уточнение от опрашиваемых: показывают часто и долго, ну год хотя бы…
У пятидесяти ребят успех так или иначе связан со сферой шоу-бизнеса. Артисты, певцы, спортсмены, другие персонажи, «пролезшие в телевизор». У пятнадцати — с деятельностью политика. У десяти в самых успешных — айтишники. У пятидесяти пяти успех неразрывно связывается с богатством, большим заработком или счетом в банке. Двое вспомнили про врачей («вылечил неизлечимую болезнь»), трое — про путешественников («чего-то новое открыл»), пятеро — про ученых («сделал великое открытие»). Никто не вспомнил про строителей, космонавтов, изобретателей, а также учителей (т. е. успешных учителей, по мнению опрошенных мною подростков, просто не бывает). Восемь человек дали «философские» ответы: «Успех — это когда вокруг тебя люди, которые тебя понимают», «Успех — это нирвана», «Успех — это когда ты доволен сам собой», «Успех — это свобода» и т. д.
Очень интересно получилось про «признание». По мнению львиной доли моих подростков (51 человек), фокус его сегодня расположен в Интернете. Тут множество «лайков», «кликов» и еще каких-то неведомых мне терминов. Тут расширенные объяснения: «Если человек что-то прикольное в и-нете поместил и всем оно интересно». И даже опять-таки философское: «Признание в и-нете — это для дураков, по-настоящему умные и клевые вещи мало кому нравятся» (тут я сразу вспомнила, как часто эта мысль утешительно муссируется у нас на «Снобе»).
Старшие славу обходили опасливо, смотрели издалека: «Это когда человек подвиг совершил и погиб», «Это если герои какие-нибудь, на войне или еще где». При этом умиляли безыскусные младшие: «А у меня уже есть слава, я умею сальто делать, меня все учителя и даже из 10 класса многие знают», «Я, когда маленький был, однажды из окна выпал и на весь двор прославился», «Слава — это у тех, кто победил в “Минуте славы”».
Четвертый вопрос. Конец теориям. Четырнадцать одинаковых странных ответов: «Ничего из этого мне не нужно!»
— Даже успеха? — удивляюсь я.
— Да. Пускай все отстанут.
Только трое хотят именно славы, но и они не могут объяснить, как собираются ее достичь.
Личный успех сильно отличается от теоретического (но мои подростки, кажется, этого не замечают). Большинство хотят достичь успеха, найдя хорошую работу и заработав много денег. Три девочки хотят стать певицами, пять — артистками. Трое мальчиков надеются стать чемпионами в различных видах спорта. Еще восемь подростков хотят принять участие в каких-то неизвестных мне телевизионных конкурсах и победить в них. Один юноша хочет написать книгу. Двое братьев-погодков (из Средней Азии) — «выучиться в институте и работать на своей фирме». Юноша-кавказец: «Хочу стать сам начальником, чтоб надо мной начальников не было. Получится, значит успех».
Тридцати подросткам нужно признание, из них 19 — девочки. И как порою далеко от заявленного в теории интернета это признание! «Чтобы меня друзья любили и в семье», «Чтобы я все для них (будущий муж, дети) делала, а они ценили», «Чтобы меня никто в классе не обижал, я же не вредная вообще и всегда всех стараюсь понять», «Хочу, чтобы родители признали во мне личность!»
Есть и другое: «Я еще не знаю точно, какую профессию я изберу, но я хочу добиться того, чтобы быть лучшим в своем деле и чтобы все это признавали!»
На этой оптимистической ноте, пожалуй, пока и закончим.
К читателям «Сноба»: а как бы вы, с высоты своей личностной зрелости и умудренности жизненным опытом, ответили на те вопросы, которые я задавала подросткам? Четвертый вопрос меняю на:
Удалось ли вам достичь успеха (славы, признания), и если ответ положительный, то в чем он (она, оно) заключается?