Вадим Рутковский: Вкус Британии и абстракции Сталлоне: 6 арт-хитов на 5 праздничных дней
1. XIV фестиваль «Новое британское кино» в кинотеатре «Горизонт» по 10 ноября
На открытии фестиваля российскую премьеру фильма о последней любви принцессы Дианы предварил руководитель Британского совета Пол Де Куинси. Артистичный оратор говорил о математике как о связующей всё и вся магической силе. Если из 20 (!) фильмов «Бритфеста» вычесть шесть гостей фестиваля (среди них — почти классик, каннский любимчик Линн Рэмзи), получится 14 — а фестиваль-2013 проводится как раз в 14-й раз. Далее господин Де Куинси заглянул в недалекое будущее, 2014 год — и эта его фантазия-экспромт напомнила уже о безграничности фантазий другого легендарного Де Куинси, Тома, автора «Исповеди англичанина, употребляющего опиум». Потрясающая страна контрастов, родина Джека-потрошителя и Человека-слона, королевство панк-рока, империя-колонизатор со старейшей системой демократии — еще и обладательница мощной киноиндустрии, где отсутствует фатальный водораздел между авторским и коммерческим кино. Во всяком случае, в той великолепной двадцатке, что составляет программу фестиваля.
Хедлайнеры «Нового британского кино» контрастны, как и страна, породившая их. «Грязь» с Джеймсом Макэвоем — брутальная экранизация одноименного романа Ирвина Уэлша, автора «Трейнспоттинга». «Лето в феврале» — напротив, элегичная и живописная драма о любовном треугольнике, составленном живописцами эдвардианской эпохи. «Великан-эгоист» — гиперреалистичный и пронзительный фильм о друзьях-подростках из нищего рабочего городка Брэдфорд. «Студия звукозаписи “Бербериан”» — умопомрачительная аудиогаллюцинация по мотивам мясного итальянского жанра «джалло». «Келли + Виктор» — откровенная и довольно болезненная секс-драма. А «Выставка» постоянной гостьи «Бритфеста» Джоанны Хогг — тоже драма об отношениях мужчины и женщины, но сплошь состоящая из недомолвок и видений.
2. Выставка Сильвестра Сталлоне «Живопись. 1975–2013» в Русском музее по 13 января
Мы много слышали о картинах Слая — известно, что живопись помогает ему переживать депрессию (последняя была спровоцирована смертью старшего сына, тоже актера Сэйджа, летом 2012 года). Теперь мы можем увидеть их — без малого сорок работ в ретроспективе, охватывающей без малого полвека. На выставке есть совсем свежие картины, созданные специально для российской премьеры. Пожалуй, столь своеобразного события в Михайловском замке не было со времен ретроспективы Сэм Тэйлор Вуд. Замечательна и первая общественная реакция — требование петербургского отделения «Коммунистов России» выставку «кровавого Рэмбо» прикрыть. Это упоительное обращение написали чертовски интересные люди — Алена Полунина сняла про них гомерически смешную документальную комедию «Непал форева», премьера которой пройдет на фестивале в Риме одновременно с выставкой Сталлоне.
3. Выставка «Ман Рэй. Портреты» в ГМИИ им. А. С. Пушкина по 19 января
В отделе личных коллекций только что открылась большая (более 100 снимков) ретроспектива Мана Рэя, великого сюрреалиста. ГМИИ представляет все его фотографические ипостаси, организованные по «географическому» принципу — «Нью-Йорк», «Париж», «Голливуд». И самым сюрреальным оказывается концентрация легендарных имен, позировавших Рэю; его же взгляд кажется отстраненно ледяным. Идеальная красота и эмоции — вещи несовместные.
4. Концерт Милен Фармер в московском «Олимпийском» 1 ноября и санкт-петербургском СКК 4 ноября
Самая порочная и сексуальная из французских певиц конца ХХ века по-прежнему в превосходной форме. Как и ее фантасмагорическое концертное шоу. Новое называется Timeless 2013, и оно точно вне времени.
5. Выставка «Наталия Гончарова. Между Востоком и Западом» в Третьяковской галерее до 16 февраля
Абсолютный выставочный хит сезона — ретроспектива Наталии Гончаровой, охватывающая все периоды ее эклектичного до головокружения творчества. Экспозиция парадоксальная — и заряжающая энергией автора, и изматывающая: сотни работ, собранные из разных коллекций мира, от Центра Помпиду до Омского художественного музея, сгруппированы в относительно тесном пространстве. Эффект сродни погружению в атомный реактор или плавильную печь. Стоит рискнуть.
6. Выставка «Музей современного искусства: Департамент труда и занятости» в Третьяковской галерее до 30 марта
Разрядкой может стать прогулка по выставке современного искусства, поселившейся этажом выше. «Департамент труда и занятости» выглядит второй частью дилогии, начатой два года назад в том же пространстве «Заложниками пустоты». Этот микс позднесоветской живописной классики, неофициального советского искусства и самых современных работ предлагает своеобразный трудовой кодекс, подходящий к предмету вдохновения не как к делу чести или подвигу («из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд»), но как к метафизическому феномену, странной практике души и тела. Самая остроумная и смешная работа — она же и самая незаметная — «Аудиогид “Семь шедевров”» Ирины Кориной, искусствоведческие аннотации к несуществующим картинам. Так Айвазовский предстает здесь первым высокооплачиваемым певцом нефтедобычи.