Москва — Россия: второй гид по фестивалю «Золотая маска»
Театр сегодня — самое живое искусство, потому что задевает даже тех, кто от рождения к искусству не восприимчив. Просвещенная публика сплетничает о личной ненависти замглавы президентской администрации Володина к деятельности режиссеров Серебренникова и Богомолова — надо же, знает и реагирует, ни одному кинофильму так не повезло! Но и без этих побочных реакций высокий эмоциональный градус на конкурсе «Золотой маски» гарантирован — благодаря собственно спектаклям (Серебренникова и Богомолова в том числе). В номинации «Драматический спектакль большой формы» дебют кинорежиссера Алексея Мизгирева «Братья» на сцене «Гоголь-центра» сталкивается с помпезной «Литургией Zero» Валерия Фокина в Александринском — и это не просто соревнование новичка и зубра, это столкновение противоречивого и парадоксального слепка современной русской жизни (даром что в основе старый фильм Лукино Висконти) с одномерной антинаркотической агиткой (из всего бурного романа Достоевского выжила одна мысль: «Игра — опасная зависимость»). В результате таких столкновений высекаются искры, невозможные в нефестивальное время, когда спектакли живут-поживают сами по себе, не входя в конкурсный клинч.
Соперники-2014 как никогда сильные, достаточно сказать, что в «большой форме» сразу два спектакля великого Льва Додина — «Коварство и любовь» и «Враг народа», два шедевра, где интимное и социальное спаяны намертво.
В номинации «Малая форма» космических масштабов «Сон в летнюю ночь» Кирилла Серебренникова соревнуется с обжигающей инсценировкой пьесы Андрея Платонова «14 красных избушек», осуществленной худруком Воронежского камерного театра Михаилом Бычковым. В секции «Эксперимент» — явный крен в сторону социально-политического театра: спектакль Центра им. Мейерхольда «Алиса и государство», сделанный с благим намерением повысить правовую сознательность масс, но топорными, на мой вкус, средствами (кажется, что добрая половина пьесы напичкана кусками из юридических документов по принципу copy/paste) — рядом с многочасовым, формально изощренным эпосом Shoot/Get Treasure/Repeat.
А в музыкальной секции «Евгений Онегин» Чайковского, поставленный Андреем Жолдаком в Михайловском театре (здесь можно увидеть запись онлайн-трансляции спектакля) , — в одной номинации с «Франциском», современной оперой Сергея Невского, материализованной в рамках экспериментальной лаборатории «Опергруппа». Мы же оперативно сосредоточимся на обязательных к просмотру немосковских конкурсантах.
1-2. «Коварство и любовь», 10–12 апреля, «Враг народа», 8–11 апреля в Малом театре
Даром что в основе спектаклей — очень старые драмы, Фридриха Шиллера и Генрика Ибсена. Додин — мудрец и храбрец — заставляет звучать их современнее любого фейсбучного спича. Но ценности они не потеряют, даже если все актуальные проблемы из новостей вдруг растворятся: в финале «Врага народа» доктор Стокман (у Сергея Курышева персональная актерская номинация за эту роль) остается наедине с собой, и такого экзистенциального диалога не избежать никому. Каждый умирает в одиночку, как заметил по другому поводу другой выдающийся петербургский режиссер Андрей Могучий.
3. «14 красных избушек», 7–8 апреля «Под крышей» Театра им. Моссовета
Среди номинантов «Золотой маски» — блистательный Воронежский камерный театр. Михаил Бычков поставил практически неизвестную пьесу Андрея Платонова — о революционных грезах и крови. От крена в лишенную иллюзий безысходность спасает драйв актеров, в первую очередь — удивительной Татьяны Бабенковой в роли Суениты, председателя колхоза «14 красных избушек».
4-5. «Танец Дели», 3–4 апреля на Малой сцене Театра наций, Shoot/Get Treasure/Repeat, 5–6 апреля в ММСИ на Гоголевском бульваре
Даже странно, что на «Золотой маске» — всего две постановки Волкострелова, самого смелого молодого режиссера наших дней (не просто так он учился у Додина). Пьесу Ивана Вырыпаева «Танец Дели» он поставил в петербургском ТЮЗе, спектакль-инсталляция Shoot/Get Treasure/Repeat, сделанный в соавторстве с Семеном Александровским, приписан к Театру Post, организованному самим Волкостреловым. Первый претендует на победу в номинации «Лучший спектакль малой формы» — и его можно сравнивать не только с варшавским спектаклем самого Вырыпаева, но и с его эталонной киноверсией, потому как Волкострелов ловко обыгрывает и кинематографическую природу текста. Второй выдвинут как «Эксперимент»: в лучших эпизодах (всего их 12, играются они одновременно, смотреть можно в любой последовательности) антивоенного перформанса Shoot/Get Treasure/Repeat плакатная риторика текста нивелируется постановочным остроумием.
6. «Дом Бернарды Альбы», 31 марта и 1 апреля в Театре им. Маяковского
Я далеко не поклонник творчества Евгения Марчелли — на мой вкус, большинство его постановок выглядят малоосмысленной пародией на «новый европейский театр». Тем не менее ценность его для Ярославского театра драмы им. Волкова трудно переоценить — и не только из-за прошлогодней «Золотой маски», доставшейся спектаклю «Без названия». Марчелли не застывает, не костенеет, пробует, ищет, переворачивает с ног на голову, пересаживает зрителей из зрительного зала на сцену — как в этой инсценировке пьесы Федерико Гарсиа Лорки, а сам зал превращает в поле для галлюцинаторного мэппинга. К чему и зачем он делает это с поэтической и метафорической драмой об условном тоталитарном «бабьем царстве» — другой вопрос; но смотреть интересно.
7. «Макбет. Кино», 3–4 апреля в Театре им. А.С. Пушкина
Первая постановка Юрия Бутусова на сцене Театра им. Ленсовета в статусе худрука — безразмерная (почти шесть часов), кризисная (кажется, что камня на камне от Шекспира не оставил Костя Треплев, герой радикальной бутусовской «Чайки» в «Сатириконе»), способная довести до белого каления самого терпеливого зрителя. Но — теперь это очевидно — для мастера необходимая: без этого болезненного опыта вряд ли были бы возможны и грандиозный «Добрый человек из Сезуана», и «Три сестры». Персональная актерская номинация — у леди Макбет, Лауры Пицхелаури, играющей на пределе.
8. «Географ глобус пропил», 2 апреля в РАМТе
Самая удачная — в силу ироничности и остроумного музыкального сопровождения «от ВИА “Молодость”» — версия популярного романа; Елена Невежина, приглашенная пермским «Театром-Театром», счастливо избежала (ну или почти избежала) и пафоса, и риторики, и цинизма. И точно лучше одноименного фильма!
9. «Облако-рай», 1 апреля в Театре Луны
Я начал этот гид с упоминания «гогольцентровых» «Братьев», первой из серии постановок по мотивам известных фильмов. В Москве это очевидный тренд сезона («Идиоты», «Страх», «Чучело», «Танго Квадрат», «Прошу слова»), и провинция движется в похожем направлении. Я не знаю, что вышло в Театре драмы им. Савина города Лысьвы с киносценарием Георгия Николаева, лежащим в основе одноименной перестроечной кинолегенды. Но эксперты «Маски» сочли, что вышло хорошо: кроме номинации на лучший спектакль малой формы, есть персональные номинации у режиссера Вячеслава Тыщука, актера Кирилла Имерова и художника Екатерины Галактионовой.