![Аватар](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/2036CDF3_DB7B_47CA_803F_32509C81F047_avatar.jpg)
Кровь, ангелы и «Ленком». 9 арт-хитов мая
![Фото: РИА Новости](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/6a/e1/6ae1221eb255cb3bfbd07c243c5b5a16a64762564fa4e91afe154cb8b19e44be.jpg)
1. «Небесные странники» Марка Захарова в «Ленкоме» 14–15, 22–23 мая
Удивительное ощущение: будто смотришь классический, идеальный фильм Захарова, уровня «Обыкновенного чуда» или «Того самого Мюнхгаузена», только сюжет новый, незнакомый. Это не упрек в архаике, напротив, восхищение мастерством режиссера, не теряющего ни остроты, ни лиризма и сохраняющего верность пусть несколько старомодному, но живому, по-феллиниевски сочному и раскованному стилю. Спектакль — стройная композиция, объединившая чеховские рассказы «Попрыгунья» и «Черный монах» с мотивами «Птиц» Аристофана. Заимствования из античной комедии привносят в постановку не мифологическое, но сказочное начало, то, за что в старых постановках Захарова отвечали слова Евгения Шварца и Григория Горина. А дуэт Александры Захаровой и впервые вышедшего на сцену «Ленкома» Александра Балуева достоин всех «Золотых масок».
![Фото предоставлено пресс-службой](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/a3/d6/a3d67c4edeeefd0cfe594640ee2a9f392568294d43fe4924b0b77c94b18ea282.jpg)
2. «Братья» Алексея Мизгирёва в «Гоголь-центре» 30–31 мая
Алексей Мизгирёв, самобытный кинорежиссер, дебютировал на театральной сцене переложением на современный российский лад шедевра Лукино Висконти «Рокко и его братья». Премьеру ждали не без страха: кто знает, что сотворит «дилетант»; сам режиссер в интервью «Снобу» шутил мрачно. Страхи рассеялись: драматург Михаил Дурненков написал отличный — живой, дышащий и при этом хорошо структурированный — текст, по которому Мизгирёв поставил один из лучших спектаклей сезона. За скупой сценографией (сцена-клетка, подобие огражденного проволочной сеткой ринга для подпольных боев) — вся Москва, за бытовым текстом — строгая система этических координат и все навязчивые мотивы Мизгирёва, от города-вампира до главного — крови; тут стоит вспомнить, что эпиграфом к сценарию «Бубна, барабана» была цитата из тургеневских «Записок охотника»: «Кровь — святое дело, кровь», а первая, не вошедшая в финальный вариант фильма сцена заканчивалась словами: «Кровь всегда на правду выведет». В «Братьях» ничего, кроме правды, азарта и искусства.
![Фото предоставлено пресс-службой](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/f2/56/f2566cc1b7c355b7654db67f94c62ed9224a12c966b667f9a7e78b3cd4aa9d55.jpg)
3. Выставка «Кино-фото-людогусь» в ГЦСИ с 17 мая
В большом выставочном зале ГЦСИ старое кино и фотографии пионеров авангарда вступают в интимную связь с работами наших современников, выпускников Школы фотографии и мультимедиа им. Родченко. Эффектная проверка связи времен на прочность.
![Фото предоставлено пресс-службой](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/ed/cb/edcbbbf75040a0211cc29d1aab6c55c70d8a97a64a8ee565988c8e4ab4f1c073.jpg)
4. «Москва — Петушки» Сергея Женовача в «Студии театрального искусства» 18, 24, 30 мая
«Раз, два, туфли надень-ка! Как тебе не стыдно спать!»: старая добрая летка-енька выпрыгивает из плотного массива текста Венички Ерофеева, старый добрый складчатый занавес передает серый привет от советских ДК и актовых залов. Вещь — символ той эпохи, в которой Веничка под присмотром нежных и понимающих ангелов добирался от Савеловского вокзала в Петушки, часть аскетичной и эпической сценографии Александра Боровского, такая же важная, как люстра с водочными бутылками вместо ламп (цитата из неосуществленного спектакля Таганки, эскизы к которому делал Давид Боровский), красные кремлевские башенки, стол для распития, выпрыгивающий из подполья матрас — лежбище пьяной нимфы. Если бы мне пришлось составлять список прозы, не поддающейся экранизации или инсценировке, в тройке лидеров была бы поэма Ерофеева, однако Сергей Женовач совершил невозможное — при помощи актера Алексея Верткова: без его грандиозной работы ничего бы не вышло.
![Кадр из фильма «Захват заложников»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/f8/7c/f87c5bc3bd535e20bd786c9fe9969894396704eba78493af2f35f5ca6d6d8b52.jpg)
5. «Датская волна» в «35 мм» с 29 мая
Хедлайнер традиционного фестиваля современного датского кино — «Захват заложников» Тобиаса Линдхольма, очень мужской фильм о команде датского сухогруза, захваченной сомалийскими пиратами, и жесткой торговле, затеянной на суше большими капиталистическими боссами. Параллели между диким морским разбоем и европейским рынком более-менее предсказуемы, интереснее в «Захвате» как раз коллективный мужской портрет, исследование мужских кодексов поведения — постоянная тема Линдхольма, сценариста прошлогодней «Охоты».
![Кадр из фильма «Стартрек: Возмездие»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/bc/2e/bc2effb3b7eff0c2a2e6c21e3f987d60a5f0a36a554e2239140e4718eb9ac611.jpg)
6. «Стартрек: возмездие» Джей Джей Абрамса в кинотеатрах с 16 мая
Блокбастер создателя «Лост» Джей Джей Абрамса — гораздо более непредсказуемый, чем выверенная по классическим канонам предыдущая серия легендарной франшизы.
![Кадр из фильма «На грани сомнения»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/07/1c/071ceb8813188d7300e559a2b5d97ecace10a16851bd8a9be2993f9e1ff1fda3.jpg)
7. «На грани сомнения» Майка Фиггиса в кинотеатрах с 16 мая
Фиггис — британский экспериментатор, почти культ рубежа 1990–2000-х годов — возвращается с относительно традиционным триллером. Тем, кто помнит «Покидая Лас-Вегас», «Тайм-код» и «Отель», гарантирован приступ синефильской ностальгии.
![Фото предоставлено пресс-службой](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/47/ed/47ed9047fcb3392346a682c7512b1d2a5909e5571dfa0154a1d1a96f52677008.jpg)
8. Выставка «Удивляться нечему» Дмитрия Гутова в ММСИ в Ермолаевском с 24 мая
Об озорном духе художника напомнила недавняя камерная выставка в «Триумфе» «Гений нуждается в оргии». Глобальная персоналка с работами за 20 лет — от коллажей до скульптур, инсталляций и видео — тоже своего рода оргия, разгульное артистическое празднество.
![Фото предоставлено пресс-службой](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/d1/dd/d1dd156d6fa53b26500b27eaf5a0b645f209b2d029f1718a2cd364e82b6745e8.jpg)
9. «Рауль» Джеймса Тьере в Театре им. Моссовета на открытии Чеховского фестиваля 19–21, 23–25 мая
Парижская «Компания Майского Жука» уже гостила на Чеховском фестивале в 2009 году. Новая постановка аскетичнее — по сути, это моноспектакль артиста и режиссера. В программе есть и другие любимчики Чеховского феста: непревзойденный канадский рассказчик Робер Лепаж, по-кафкиански мрачный французский танцовщик венгерского происхождения Жозеф Надж. Одно из главных событий — удивительная интерпретация кафкианского «Процесса», осуществленная в Мюнхене Андреасом Кригенбургом (в Москве на фестивале NET были его «Три сестры»). Подробнее — ближе к делу, в июне.