Лучшее за неделю
Вадим Рутковский
2 июня 2014 г., 11:54

Вадим Рутковский: Сокуров и анекдоты. 25-й «Кинотавр» открыт

Читать на сайте
Фото: РИА Новости

Александр Николаевич, принимая награду, напомнил о ценности свободы и том, что в России очень много заключенных. Среди них те, чьи представления о том, какой должна быть наша страна, не совпадают с представлениями государственных органов. Страна сейчас не совсем здорова. Главная ценность — демократия, и всегда были и будут люди, не щадящие себя, ради интересов демократии. Все просто, ни фантастики, ни кликушества — жаль, что голос этого великого режиссера и человека кажется таким одиноким. Но напоминать о ценности свободы — одна из не писанных в регламенте, но обязательных фестивальных задач, с которой «Кинотавр» отлично справляется.

Кадр из фильма «Комбинат Надежда»

Жюри, возглавляемому Андреем Звягинцевым, придется туго: как раз потому, что конкурс заочно выглядит очень сильным. Я уже видел несколько работ — открывающий соревнование «Комбинат Надежда» Наталии Мещаниновой (интервью с режиссером — здесь), неигровой «21 день» Тамары Дондурей, драму Светланы Проскуриной «До свидания, мама». Это выдающиеся картины. Бороться за приз они будут с новыми фильмами Анны Меликян «Звезда», Ангелины Никоновой «Велкам хоум», Михаила Сегала «Кино про Алексеева», Юрия Быкова «Дурак», с полнометражными дебютами участников проекта «Кино на Снобе» Ивана И. Твердовского «Класс коррекции» и Нигины Сайфуллаевой «Как меня зовут».

На открытии же, вопреки обыкновению, показали не один фильм, а целых пять — выбранных из короткометражного конкурса, чтобы подчеркнуть ориентацию фестиваля на молодость и будущее. Среди счастливчиков — «Внутри музыки», новая работа Юлии Нович, участницы проекта «Кино на Снобе». Как и «Жизнь после», «Внутри музыки» и выделяется, и запоминается эффектным женским образом: Екатерина Волкова играет властную богатую даму, служащую охранницей в торговом центре. На то есть свои причины: ее героиня по прозвищу Муся (от фамилии Мусаева) пережила личную трагедию и теперь мучительно адаптируется к «жизни после». Но все, конечно, образуется, и на пути Муси встретится тот мужчина, что услышит в собачьем прозвище имя Муза.

Кадр из фильма «Внутри музыки»

Нович по-прежнему склонна и к мелодраме — как, что неожиданно, и Яна Троянова, жена и муза Василия Сигарева, дважды (за «Волчка» и «Кококо») получавшая актерские призы «Кинотавра», а теперь дебютировавшая в режиссуре. «Рядом» — довольно странная история, полудрама-полупритча, сентиментальность которой не спрятать ни за резкими рифами Егора Летова, ни за нарочитой колючестью одной из двух главных героинь — Женьки (Анастасия Шевелева), пацанки с овчаркой по кличке Наган. Однажды, выгуливая пса по железнодорожным рельсам, Женька встречает нездешнего вида даму, предложившую помидорку и представившуюся просто — Любовь (Ксения Раппопорт). Что это было на самом деле, каждому решать в индивидуальном порядке.

Кадр из фильма «Рядом»

На две сколь простых, столь и причудливых женских истории — три анекдота. Один, монофильм Вячеслава Кириллова «Зомбокалипсис», о муках режиссера-дебютанта, совсем любительский по исполнению. Другой, напротив, отточен до последнего стыка между кадрами: актер Григорий Добрыгин, на счету которого уже есть остроумная короткометражка о неисповедимости нарциссизма «Измена», показал фильм «Верпаскунген». В каталоге вместо обычного синопсиса — фраза «Фильм о порядке вещей, который у каждого свой». Не уверен, что надо разбалтывать содержание, ограничусь только тем, что у Добрыгина в главной роли чудесный совершенно Сергей Маковецкий, изображает он застенчивого русского мужичка, застрявшего на железнодорожной станции где-то между Берлином и Клостерфельдом и на свою беду вчитавшегося в надписи на мусорных урнах (одна из них — роковой Verpackungen).

Кадр из фильма «Верпаскунген»

Про третий анекдот открытия, «Киномана» Андрея Андрианова, из каталога можно узнать еще меньше: «Аннотация — спойлер. Просто всем киноманам посвящается». Это, в самом деле, шутка, исчерпывающаяся одной строкой, но длящаяся непозволительно долгие для избранного жанра 12 минут. Брак персонажей Андрея Мерзликина и Чулпан Хаматовой трещит по швам, но оказывается спасен кинематографической классикой; на экваторе звучит песня Дэвида Боуи из саундтрека «Шоссе в никуда» I'm Deranged, что позволяет предположить либо приличный, особенно для короткого метра, бюджет, либо наплевательский подход к очистке прав. Но это ерунда, главное, чтобы не было наплевательского подхода к кино. Фестиваль в Сочи выбирает тех, у кого подход киноманский, кто верит, что кино способно справляться не только с семейными проблемами.

Кадр из фильма «Киноман»
Обсудить на сайте