![Аватар](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/2036CDF3_DB7B_47CA_803F_32509C81F047_avatar.jpg)
Вадим Рутковский: Сокуров и анекдоты. 25-й «Кинотавр» открыт
![Фото: РИА Новости](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/03/03/03039fa3b836773e01dcb9bcf1c7ec0f62ca34947f824709fc92d0c032d72969.jpg)
Александр Николаевич, принимая награду, напомнил о ценности свободы и том, что в России очень много заключенных. Среди них те, чьи представления о том, какой должна быть наша страна, не совпадают с представлениями государственных органов. Страна сейчас не совсем здорова. Главная ценность — демократия, и всегда были и будут люди, не щадящие себя, ради интересов демократии. Все просто, ни фантастики, ни кликушества — жаль, что голос этого великого режиссера и человека кажется таким одиноким. Но напоминать о ценности свободы — одна из не писанных в регламенте, но обязательных фестивальных задач, с которой «Кинотавр» отлично справляется.
![Кадр из фильма «Комбинат Надежда»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/96/41/96417a123739d76e728a8c12272140ad397d22b855b7fccc0c27e204aef13abb.jpg)
Жюри, возглавляемому Андреем Звягинцевым, придется туго: как раз потому, что конкурс заочно выглядит очень сильным. Я уже видел несколько работ — открывающий соревнование «Комбинат Надежда» Наталии Мещаниновой (интервью с режиссером — здесь), неигровой «21 день» Тамары Дондурей, драму Светланы Проскуриной «До свидания, мама». Это выдающиеся картины. Бороться за приз они будут с новыми фильмами Анны Меликян «Звезда», Ангелины Никоновой «Велкам хоум», Михаила Сегала «Кино про Алексеева», Юрия Быкова «Дурак», с полнометражными дебютами участников проекта «Кино на Снобе» Ивана И. Твердовского «Класс коррекции» и Нигины Сайфуллаевой «Как меня зовут».
![Кадр из фильма «Звезда»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/30/4b/304bc1904c59aa414bd7b9b10cb9df87f530f42b8250e32c3e259d2fc3892d81.jpg)
![Кадр из фильма «Класс коррекции»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/ef/ae/efae35e06a7fbcf2700b4606792d803eb835403c96ab86a59a0b1bc091803111.jpg)
На открытии же, вопреки обыкновению, показали не один фильм, а целых пять — выбранных из короткометражного конкурса, чтобы подчеркнуть ориентацию фестиваля на молодость и будущее. Среди счастливчиков — «Внутри музыки», новая работа Юлии Нович, участницы проекта «Кино на Снобе». Как и «Жизнь после», «Внутри музыки» и выделяется, и запоминается эффектным женским образом: Екатерина Волкова играет властную богатую даму, служащую охранницей в торговом центре. На то есть свои причины: ее героиня по прозвищу Муся (от фамилии Мусаева) пережила личную трагедию и теперь мучительно адаптируется к «жизни после». Но все, конечно, образуется, и на пути Муси встретится тот мужчина, что услышит в собачьем прозвище имя Муза.
![Кадр из фильма «Внутри музыки»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/49/39/49392e484e12a41bdf53a338f15fc0d40be21281185f9ae98d73b982c6a88c6b.jpg)
Нович по-прежнему склонна и к мелодраме — как, что неожиданно, и Яна Троянова, жена и муза Василия Сигарева, дважды (за «Волчка» и «Кококо») получавшая актерские призы «Кинотавра», а теперь дебютировавшая в режиссуре. «Рядом» — довольно странная история, полудрама-полупритча, сентиментальность которой не спрятать ни за резкими рифами Егора Летова, ни за нарочитой колючестью одной из двух главных героинь — Женьки (Анастасия Шевелева), пацанки с овчаркой по кличке Наган. Однажды, выгуливая пса по железнодорожным рельсам, Женька встречает нездешнего вида даму, предложившую помидорку и представившуюся просто — Любовь (Ксения Раппопорт). Что это было на самом деле, каждому решать в индивидуальном порядке.
![Кадр из фильма «Рядом»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/d4/69/d46988c199d9f5abb32de30b8e30f260e1d35ecf4a4faf310adedf49c2bd2e3f.jpg)
На две сколь простых, столь и причудливых женских истории — три анекдота. Один, монофильм Вячеслава Кириллова «Зомбокалипсис», о муках режиссера-дебютанта, совсем любительский по исполнению. Другой, напротив, отточен до последнего стыка между кадрами: актер Григорий Добрыгин, на счету которого уже есть остроумная короткометражка о неисповедимости нарциссизма «Измена», показал фильм «Верпаскунген». В каталоге вместо обычного синопсиса — фраза «Фильм о порядке вещей, который у каждого свой». Не уверен, что надо разбалтывать содержание, ограничусь только тем, что у Добрыгина в главной роли чудесный совершенно Сергей Маковецкий, изображает он застенчивого русского мужичка, застрявшего на железнодорожной станции где-то между Берлином и Клостерфельдом и на свою беду вчитавшегося в надписи на мусорных урнах (одна из них — роковой Verpackungen).
![Кадр из фильма «Верпаскунген»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/f1/86/f18630c567f6df5a68d69d9e02ee1fb7af6b366101ee8485d150d1b597d9358c.jpg)
Про третий анекдот открытия, «Киномана» Андрея Андрианова, из каталога можно узнать еще меньше: «Аннотация — спойлер. Просто всем киноманам посвящается». Это, в самом деле, шутка, исчерпывающаяся одной строкой, но длящаяся непозволительно долгие для избранного жанра 12 минут. Брак персонажей Андрея Мерзликина и Чулпан Хаматовой трещит по швам, но оказывается спасен кинематографической классикой; на экваторе звучит песня Дэвида Боуи из саундтрека «Шоссе в никуда» I'm Deranged, что позволяет предположить либо приличный, особенно для короткого метра, бюджет, либо наплевательский подход к очистке прав. Но это ерунда, главное, чтобы не было наплевательского подхода к кино. Фестиваль в Сочи выбирает тех, у кого подход киноманский, кто верит, что кино способно справляться не только с семейными проблемами.
![Кадр из фильма «Киноман»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/4a/27/4a274a19b34f4a0d504372351b7885ffab23c3ec04f296e7ca26ee3215b02180.jpg)