Лучшее за неделю
Юлия Гусарова
25 ноября 2014 г., 11:47

Эксперты предрекли России свой Фергюсон

Читать на сайте

Беспорядки в Фергюсоне, штат Миссури, начались в ночь на 25 ноября после оглашения вердикта суда присяжных по делу полицейского Даррена Уилсона, в августе 2014 года застрелившего 18-летнего чернокожего подростка Майкла Брауна. Присяжные на предварительном слушании отказались предъявить полицейскому обвинения в убийстве.

После оглашения вердикта возмущенные жители Фергюсона начали переворачивать и поджигать машины, грабить магазины и жечь здания. За ночь произошло около 12 возгораний. В ходе беспорядков полицейские арестовали 29 человек.

Акции протеста против вердикта присяжных по делу об убийстве Майкла Брауна кроме Миссури прошли в других штатах США. В частности, многочисленную демонстрацию устроили в Нью-Йорке. Российские эксперты считают, что в случае повторения подобных событий в России беспорядки могут затронуть несколько регионов страны.

Владимир Мукомель, руководитель сектора изучения миграционных и интеграционных проблем Института социологии РАН:

В России тоже может повториться Фергюсон. Схожие моменты в нашей истории уже были. Протестуя против действий или бездействия правоохранительных органов, в 90-е годы сотни тысяч азербайджанцев перекрыли Ленинский проспект. Это была солидаризация этнического меньшинства по причине несправедливости со стороны правоохранительных органов. Доверие населения к государственным институтам очень низкое, и солидаризацию людей на низовом уровне исключать нельзя. Это серьезная опасность, и именно поэтому правоохранительные органы нуждаются в реформировании. Они должны лучше взаимодействовать с гражданами, чтобы их не обвиняли в том, что полиция, суд и так далее потворствует той или иной этнической группе.

Но строгой параллели между событиями в Фергюсоне и в России проводить не нужно. Многие представители чернокожего меньшинства не поддерживают радикальные действия: покойный парнишка был не ангел, у него была своя история взаимоотношений с полицией.

Эмиль Паин, политолог, этнограф, профессор НИУ ВШЭ:

Когда в Америке закончился белый расизм, там сформировался в известном смысле черный расизм. У черного меньшинства высокое расовое самосознание, далеко не всегда принимающее агрессивные формы. В России, напротив, происходит подъем этнического самосознания большинства: спонтанные выступления в Кондопоге, в Бирюлево, в Апраксином дворе. Этническое большинство ведет себя как меньшинство, что является исторической редкостью.

Выходцы из Средней Азии никогда не собираются, не организовываются и не дают никакого коллективного отпора, поэтому доля жертв среди мигрантов год от года растет — на них нападают националисты. Но есть группы меньшинств, которые довольно быстро и хорошо организовываются — это представители северокавказских народов. Результат их самоорганизации мы видели, когда были вновь арестованы люди, участвовавшие в убийстве фаната Свиридова.

Белый расизм бушевал в Америке до середины 60-х годов, причем не только в южных штатах, но и в Вашингтоне. Но в Америке не было ничего похожего на Северный Кавказ. Не было Чеченской войны и террористического подполья. Теракт 11 сентября совершили приезжие, а не местные. Россия — это не эмигрантская страна. Это расселенное сложносоставное государство, где существуют исторически давние ареалы разных религиозных и этнических групп. И событие, которое не будет сопровождаться эксцессами в Москве и других крупных городах, может вызвать большую бурю в республиках. Многие несправедливые суды в Москве вызывали протесты в Махачкале.

Обсудить на сайте