Стас Жицкий: Микросудьбы. Три книги сентября
Линор Горалик ...Вот, скажем («Издательские решения», 2015)
Скорее всего, автор просто взяла и выдумала (или дотрансформировала) большую часть своих наиостроумнейших текстов, а вовсе не перенесла их непосредственно из жизни на бумагу (хоть бы и электронную). Но se non è vero, è ben trovato, как говорят итальянцы, что означает: «Если оно и неправда, то уж больно красиво соврано». Микрогерои автора Горалик блещут афоризмами, поражают парадоксами и отражают авторскую позитивную позицию по отношению к нашему несовершенному миру – в котором все интеллигентны, веселы и до неприличия ловкоязычны. Или не до неприличия, а до непривычия – мне вот, скромному описывателю чужих книжек, столь хорошо и ловко говорящие люди встречаются с периодичностью один (хорошо, если два) в полгода, а автору Горалик (если ему верить) встречаются на каждом буквально шагу его писательского пути. Да и пусть себе привирает автор Горалик – она привирает столь умно и обаятельно, что хочется поверить: где-то за пределами нашей унылой обывательской ойкумены есть (пусть не очень большой, но прекрасный) мир, где таксист, менеджер крайне низкого звена и продавец в магазине приравнены к филологу, писателю и профессору – и выдают перлы, которые даже в необработанном виде годны к обрамлению. Но, надо заметить, филологи, профессора и иные представители вымирающего звена эволюции представлены в историях писателя Горалик тоже активно – настолько активно, что начинает казаться, будто и они тоже ох как еще не готовы вымирать, будто бы им еще охота поизменять мир своей деятельностью – пусть и приукрашенной с помощью писателя Горалик.
Кажется, что ежели б мы, атавистичные, всем нашим вялым скопом посмотрели б на окружающую среду примерно теми же глазами, то и мир вдруг опомнился бы, сказал себе: «Да что это я?!» – и изменился бы к лучшему каким-то загадочным автоматическим способом. Вот, скажем, хотя бы на чуть-чуть...
Денис Драгунский. Вид с Метромоста (АСТ, «Редакция Елены Шубиной», 2015)
Про «маленькую прозу» Дениса Драгунского написать что-нибудь новое практически невозможно, потому что все про нее написано уже, а Денис Драгунский продолжает писать так, как писал. Это короткие рассказы, и самые эффектные из них – те, в которых читатель окунается в какую-нибудь бытовую полудраму или нанотрагедию, а выход и вывод из них то остается на собственное усмотрение читателя, то раскрывается волей самодура-писателя: вот как ему захочется, так оно и происходит – то гадай, то удивляйся...
Константин Кропоткин. ...И просто богиня («Рипол Классик», 2015)
Очень элегантные рассказики про разных женщин: красивых и не очень, сексуальных и не сильно, «успешных», как теперь противно говорят, и не особенно – почти бессюжетные, но весьма нежные. Про тех, которые автору попались буквально вчера, и про тех, которые оставили след в его детско-юношеской жизни. Почему-то мне эта книжка показалась похожей на тарелку с устрицами: уминать залпом не надо, вкус сложноопределимый, удовольствие нужно растягивать, запивая каждую ракушку глотком-другим хорошего вина, но все равно кому-то может не понравиться.С