Вадим Рутковский: Джонни Депп правит «Черную мессу» + еще 13 остросюжетных американцев: открыт фестиваль «Амфест»
Хедлайнер фестиваля — «Черная месса» (Black Mass), суровая гангстерская драма по классическим канонам, о страшном сплаве звериной жестокости и патриархальных семейных ценностей, с одержимым лицедеем Джонни Деппом в роли Джеймса «Уайти» Балджера, ирландца, сделавшего в Америке карьеру одного из самых опасных и влиятельных мафиозных боссов. Сейчас 86-летний Балджер — заключенный 02182-748, отбывает два пожизненных срока плюс пять лет; выяснить, что он думает про свое жизнеописание, не просто. В «Отступниках» Мартина Скорсезе списанного с Балджера персонажа играл Джек Николсон, но «Черная месса» — первая кинобиография монстра. И если у Балджера, кроме вкуса к преступлениям, есть хоть малейший кинематографический вкус, он должен оценить отменное качество фильма, пусть персонаж преобразившегося до неузнаваемости Деппа и выглядит жутко. Американский прокат фильма, европейская премьера которого прошла в Венеции, начинается 18 сентября,
Насилие — важная тема в американском кино, и еще одна оригинальная ее трактовка — также основанная на подлинных событиях «Реальная история» (True Story). В главных ролях — Джеймс Франко и Джона Хилл, но это не комедия: здесь двое вдохновенных голливудских коверных — серьезный драматический дуэт. Их персонажи — психопат Кристиан Лонго и не слишком чистоплотный репортер Майкл Финкел. Что могло свести вырезавшего свою семью Лонго и опального Финкела? Сбежавший в Мексику Лонго подписывался именем своего журналистского кумира, узнав об этом, Финкел решил познакомиться с маньяком лично. Что из этого вышло — в «Реальной истории», напоминающей, что жизнь богата на такие штуки, что и не снились нашим сценаристам.
Вот, например, история Майкла Глатца, положенная в основу байопика «Меня зовут Майкл» (I Am Michael) все с тем же вездесущим энерджайзером Франко в заглавной роли. Если бы у местных православных маньяков хватало сообразительности не только на погромы, но и на поддержку современного искусства, они бы выкупили права на прокат и крутили «Майкла» на всех своих сходках. Потому что Глатц, бывший лидером гей-движения на протяжении пары десятилетий, вдруг пересмотрел всё, включая ориентацию, покаялся и обратился к Богу в самом консервативном смысле. Ну дела!
Да, современное искусство на фестивале тоже присутствует — в фильме «Посмертный» (Posthumous), где подано оно в довольно ироничном ключе.
Особо важный хит фестиваля — «Я, Эрл и умирающая девушка» (Me and Earl and the Dying Girl), победитель Санденс-фестиваля, упоительное кино о кино и юности, подробнее — в репортаже из Локарно, где фильм был триумфально показан на восьмитысячной Пьяцца Гранде.
Еще один блистательный образец независимого кино — «Мисс Америка» (Mistress America), новейший игровой фильм не жалующегося на творческий кризис Ноя Баумбаха (а в Венеции он только что представил док про Брайана Де Пальму) с его подругой Гретой Гервиг в главной роли. Ной, при всей плодовитости, режиссер довольно депрессивный (вспомните хотя бы выходившего в наш широкий прокат «Гринберга»), но Грета мешает ему грустить и мизантропить.
Другая комедия с еще более витальным артистом, зубром и титаном Микки Рурком — «Эшби» (Ashby), где Рурк играет экс-цэрэушника, — пройдет на «Амфесте» еще до выхода в американский прокат. Вообще, американцы могут позавидовать зрителям «Амфеста»: независимое, то есть снятое вне голливудской студийной системы, американское кино довольно беззащитно и нуждается в поддержке, которую часто получает не на родине, а на европейских фестивалях. Обычный зритель редко разграничивает Голливуд и Америку, а это же в чистом виде «два мира — две идеологии». В Америке нет даже такого завалящего Минкульта, как у нас, государственные деньги в кино — нонсенс, и чтобы снять маленький авторский фильм, нужны неуемное желание и воля. Чудная (как ни поставь ударение, все правильно) импровизационная картина Элисон Багнелл «Забавный кролик» (Funny Bunny) — пример как раз такого хрупкого кино. В Москве у «Кролика» — европейская премьера, да и в самой Америке фильм шел пока только на фестах независимого кино. Пропустить непозволительно.
Так же как и «Кумико — охотницу за сокровищами» (Kumiko, the Treasure Hunter), основанную на еще одной безумной реальной истории хронику суицидального путешествия японской фанатки фильма «Фарго».
«Амфест» — размашистый фестиваль: в программе есть рок-н-ролльный роуд-муви «Конец тура» (The End of the Tour) с Джесси Айзенбергом (он только что заволакивал экраны марихуанным и пороховым дымом в «Ультраамериканцах») и Мэми Гаммер (дочкой Мэрил Стрип, на пару с мамой выступающей в «Рики и Флеш»). Рок-н-ролльная драма «Лен и компания» (Len and Company) с британцем Рисом Ивансом. Психически неуравновешенная семейная комедия «Бесконечно белый медведь» (Infinitely Polar Bear) с Марком Руффало и Зои Салданой. Нервический фильм о подростковом смятении «Гэбриэл» (Gabriel) с Рори Калкиным, младшим братом незабвенного Маколея. Ретрокомедия о подростковой увлеченности «Дневник девочки-подростка» (The Diary of a Teenage Girl) с британской актрисой Бел Паули и «взрослой» звездой Кристен Уиг, актрисой умной и сексуальной — такой же, как и этот откровенный фильм.