Сергей Николаевич: Русский роман Анжелена Прельжокажа
Есть люди, которые от природы наделены интеллектом тела. Ни одного случайного жеста, ни одной некрасивой позы. Профессиональная выучка танцовщика дает о себе знать в каждом движении. Даже когда он вместе со всеми выходит на финальные поклоны, то склоняется всегда чуть ниже и чуть насмешливее, чем это полагается: одна нога выставлена вперед, рука совершает воздушные пассы, будто взбивает пену или сметает театральную пыль. Не хватает только шляпы с плюмажем и брабантских кружев на манжетах. Анжелен Прельжокаж – это grand seigneur современного балета. Пусть никого не обманывают его подчеркнуто демократичный вид, трехдневная щетина и родословная албанских горцев.
Изысканностью манер и пластики он напоминает маркиза XVIII века. Уверен, что он мог бы прекрасно сыграть какого-нибудь Сен-Жермена, как известно, владевшего тайной магического камня и научившего пушкинскую графиню секрету трех заветных карт. Есть в Прельжокаже, как и в его балетах, странная алхимия неспешной ворожбы, вкрадчивого приворота, сладостного и долгого искушения. Неслучайно лучше всего ему удаются постановки любовных дуэтов. Так было в его «Парке» – этой грандиозной версальской фантазии, где танец, поначалу сдавленный корсетами и фижмами, под конец освобождался от классических формальностей, становясь очень интимным занятием для двоих. Или в «Белоснежке» – трагической феерии с хрустальным гробом, костюмами от Жан-Поля Готье и пронзительной историей пробуждения от детских иллюзий и страшных снов. Или в его «Ночах» – этом душном, восточном, гаремном спектакле, сплетенном наподобие живого ковра из многих тел по мотивам сказок Шахерезады, где в любой момент на затейливом узоре могла выступить настоящая кровь.
Прельжокажа в России любят и чтут. Чуть ли не с первых гастролей его балетной труппы, когда он показал «Ромео и Джульетту», в нем почувствовали родственную душу. При том что он, конечно, интеллектуал, «маркиз» и европеец, нет в нем ни капли высоколобой зауми и модернистской «игры в бисер», которая пока трудно дается российским танцовщикам. Им важно, чтобы было про что танцевать – про страсть, любовь, смерть, – а не просто бегать бессмысленно по кругу, выкрикивая что-то, или валяться голыми на сырой земле, задирая то одну ногу, то другую. Надо сказать, что к подобным опытам сам Прельжокаж абсолютно терпим, называя среди своих учителей и Пину Бауш, и Мерса Каннингема – главных апостолов modern dance. Но, как ни странно, ближе всего ему американец Джером Роббинс, постановщик «Вестсайдской истории», знаток джазовых импровизаций, умевший превратить любую, самую что ни на есть классическую музыку в россыпь остроумных пластических пассажей и фокстротных па. Это есть и в балетах Прельжокажа – джазовый драйв и кайф. Но при этом всегда четкий сюжет, до малейшего движения прописанная партитура характеров и отношений.
Вот почему его любят танцевать и в Парижской опере, и в Большом, и в Мариинке. Вот почему он так легко находит общий язык и с признанными звездами, и с начинающими артистами.
Прельжокаж регулярно наведывается в Россию. Его «Парк» уже третий сезон идет на сцене Мариинского театра. Недавно он был почетным гостем фестиваля «Дягилев. P. S.», где в его честь дали гала-ретроспективу из лучших балетов мастера и наградили премией «Удиви меня». Действительно, Прельжокаж не перестает удивлять. Там я узнал, что он сейчас снимает кино. Причем фильм художественный, полнометражный, с русской актрисой в главной роли. Называется «Полина». Съемки проходили в Москве, Петербурге и Марселе, в Антверпене и Экс-ан-Провансе, где располагается штаб-квартира труппы Прельжокажа. Уже почти закончен черновой монтаж. Хотят успеть к Каннскому фестивалю в мае.
Мы договорились, что когда Анжелен будет в Москве, то обязательно поговорим о фильме подробнее. Причем не только с ним, но и с его женой и режиссером-постановщиком Валери Мюллер, а также с исполнительницей главной роли Анастасией Шевцовой. Все трое приехали к нам на «Красный Октябрь» в Шоколадный лофт. Пока фотограф Женя выстраивал очередной кадр, а дамы поправляли мейкап и прически, спрашиваю у Прельжокажа, про что будет кино.
– Вначале это был комикс. Смешные картинки талантливого художника Бастьена Вивеса, который придумал девочку Полину, попадающую в разные смешные и грустные обстоятельства. Вы же знаете, что люди почти перестали читать. Все, что они в состоянии осилить, это небольшие подписи под картинками. Вот мы и решили по мотивам этих подписей сочинить свой сценарий, а потом снять фильм. Действие частично перенесли в Россию, а нашу героиню сделали русской начинающей балериной. Ведь в мире по большому счету существуют только две признанные школы классического танца: русская и французская. И наша Полина, будучи прилежной ученицей классического балета, пытается на свой страх и риск освоить другой танцевальный язык. Тут на ее пути возникает любовь – у нее будет роман с молодым французским танцовщиком. А потом она знакомится с современным хореографом – ее играет Жюльет Бинош. Полину ждут разные испытания, в результате которых она оказывается выброшенной из балета. Ведь это, как известно, довольно жестокое искусство. Но не хочу пересказывать сюжет. Скажу только, что это не история Золушки, которая в конце обрела счастье и принца. У нашей Полины все гораздо драматичнее.
– Как вам работалось с Жюльет Бинош? Она когда-то серьезно занималась современным танцем. Однажды в Лондоне я был на спектакле Национального театра, где она протанцевала весь вечер.
– Да, я что-то слышал об этом ее опыте. Жюльет прекрасно владеет телом, разумеется, в рамках возможностей драматической актрисы. Мы провели две недели вместе, практически не расставаясь. Она самоотверженно осваивала новую танцевальную технику, разные сложные па, которые ей надо было показывать по ходу репетиций в фильме. Мне кажется, в роли хореографа она выглядит довольно убедительно.
– А как вы нашли Настю?
– Поначалу мы думали о том, чтобы роль Полины отдать французской актрисе. Но оказалось, что уровень хореографической подготовки наших претенденток слишком низкий, а прибегать к разным компьютерным уловкам и трюкам не хотелось. Поэтому мы стали искать актрис среди балерин. Первый кастинг провели во Франции, отсмотрев около трехсот девочек. Но все это было не то. Потом мы поехали в Москву. Был объявлен конкурс, на который к нам пришли еще двести человек. В конце концов остановили выбор на выпускнице Вагановской академии из Санкт-Петербурга Насте Шевцовой. С этого сезона она зачислена в труппу Мариинского театра.
– Чем она вас привлекла?
– Она личность. Ее любит камера. У нее зеленые глаза, которые меняют цвет в зависимости от освещения. У нее прекрасная классическая школа. При этом сама она достаточно пластична и восприимчива к новой хореографии. У нее чудный русский акцент, который звучит на мой слух как музыка. И еще в ней определенно есть то, что американцы любят называть star quality. Сможет ли она по-настоящему просиять в «Полине», можно будет узнать уже скоро.
К нашему разговору присоединяются обе девушки. Валери Мюллер, жена и соратница Прельжокажа, уверенная блондинка в клетчатой рубахе, считает, что фильм у них получился о любви. Но о любви не к мужчинам, которые ничего, кроме неприятностей, героине не приносят, а к танцу.
– Танец Анжелена способен рассказать не только историю тела, но и историю души. Танец помогает Полине отстоять право быть собой, не сломаться, не сдаться, почувствовать себя неуязвимой и сильной. Танец – как заклятие от бед и ударов судьбы, как единственное спасение от ужаса жизни. И как главная любовь навсегда. Вообще мы не хотели никакого розового сиропа про балетный праздник. Жизнь, которую проживает Полина на экране, очень прозаическая, будничная, временами невыносимо тяжелая. Невозможно поверить, что люди по собственной воле готовы терпеть все эти мучения. И даже бьются за это право. Зачем? Собственно, наш фильм должен ответить на этот вопрос.
– А у вас самой есть ответ? – спрашиваю я Настю, смущенно промолчавшую весь наш разговор.
– Наверное, чтобы иметь право когда-нибудь сказать: «Я танцевала в балетах Прельжокажа». Поверьте, это того стоит.С