Марина Геворкян: Восхождение на Эверест. На границе Тибета
Сегодня мы ночевали на озере Цинхай. Формально мы еще не в Тибете, он подальше, но «тибетское» уже началось. Например, на озере больше тибетцев, чем китайцев. При этом городок Дулан, в котором мы находимся, совершенно китайский, но немного нетипичный: здесь ничего не строят, хотя весь остальной Китай — одна большая стройка.
В пути я расспросила нашего гида, почему в Китае сносят древние памятники (например, мы не нашли ничего исторического в городе VI века). Он рассказал, что это началось вместе с экономическим ростом около 30 лет назад: тогда китайцы стали активно переезжать в города. Центральные власти хотят сохранить историю, но у них не хватает рычагов воздействия. А региональным чиновникам выгоднее застроить города небоскребами, чем содержать древности и ждать, пока разовьется туризм. Не то чтобы китайцы плохо относятся к памятникам, просто, как говорится, бабло побеждает зло.
Сегодня мы испытывали Land Cruiser 200 и Land Cruiser Prado возле озера: гоняли по бездорожью и песчаным дюнам. «Прадо» показал весь свой класс, а в «двухсотом» на песке нужно осторожнее обращаться с педалью газа, иначе он может «закопаться» из-за того того, что он более крупный и тяжелый. Что и случилось. Пришлось устроить «лопатинг». Отсюда и вывод: Prado более юркий, поджарый, у него меньше габариты — он идеален для «трофи». Land Cruiser 200 же хорош для длительных экспедиций, у него хорошая устойчивость на трассе, он комфортен и хорошо справляется с бездорожьем. Хотя если бы мы не забыли спустить колеса — как и положено ездить по песку — проблем бы не было ни с тем, ни с другим автомобилем.
С машинами связано еще одно забавное впечатление. Весь Китай — это музей поддельных тачек. Повсюду копии, или, как модно говорить, реплики дорогих автомобильных марок. Столько незнакомых эмблем автомобилей я никогда в жизни не видела. Их так много, что отследить все названия и значки просто нереально. Среди фейковых машин попадаются и настоящие Toyota.
Что меня продолжает удивлять в нашей поездке, так это невообразимое число мечетей. Мы уже съехали с Шелкового пути, где их присутствие было вполне логично, и едем в сторону Тибета, а мечетей меньше не становится. В каждой деревне мы видим мечети, причем почти везде их только строят! На севере, западе и юге Китая живет почти 20 миллионов мусульман. И в каждой деревне они обращаются к местным властям с просьбой построить мечеть — те не возражают. Откуда мусульмане берут деньги — не знаю, наш китайский гид говорит, что на их строительство собирают всей деревней и, быть может, получают также помощь из арабских стран. Меня это поразило. Я думала, что Китай в этом смысле стоит особняком от мировой исламизации. Оказалось совсем не так, а потому, когда я вижу китайцев в тюбетейках и хиджабах, у меня голова идет кругом.
Еще один факт меня впечатлил: наш гид рассказал, что в Китае произошло историческое событие — отменили закон «Одна семья — один ребенок», который действовал не одно десятилетие. От этой политики отказались теперь повсеместно. Власти пошли на такой шаг из-за нехватки рабочих рук: в Китае живет 300 миллионов пенсионеров. Только представьте: две России пенсионеров!
Узнайте больше на специальном сайте проекта #toyotaevertest
Читайте также:
Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.