![Аватар](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/CA7BBE96_3BF0_43EB_99AD_0D37A7167F8D_avatar.jpg)
Марина Геворкян: Восхождение на Эверест. На границе Тибета
![Фото: Денис Провалов](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/28/e7/28e7121e7f0686cf3521cdcece3eaf91750bde3c0a03982f2a94bea3ea390d66.jpg)
Сегодня мы ночевали на озере Цинхай. Формально мы еще не в Тибете, он подальше, но «тибетское» уже началось. Например, на озере больше тибетцев, чем китайцев. При этом городок Дулан, в котором мы находимся, совершенно китайский, но немного нетипичный: здесь ничего не строят, хотя весь остальной Китай — одна большая стройка.
В пути я расспросила нашего гида, почему в Китае сносят древние памятники (например, мы не нашли ничего исторического в городе VI века). Он рассказал, что это началось вместе с экономическим ростом около 30 лет назад: тогда китайцы стали активно переезжать в города. Центральные власти хотят сохранить историю, но у них не хватает рычагов воздействия. А региональным чиновникам выгоднее застроить города небоскребами, чем содержать древности и ждать, пока разовьется туризм. Не то чтобы китайцы плохо относятся к памятникам, просто, как говорится, бабло побеждает зло.
![Фото: Денис Провалов](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/5b/ee/5beecb0c8d4ec7717af18bcddf1fbf787012b8527c03a25c955bbff5b71b9c80.jpg)
![Фото: Денис Провалов](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/6d/14/6d14efac4703358a2a609e55825355e5f70a222578e52f7c6a63c6d30a8abd78.jpg)
![Фото: Денис Провалов](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/db/2a/db2ad56845937c57e0e46b6958d0ac4dedaeba15866b729c9daece9ff4ab808a.jpg)
Сегодня мы испытывали Land Cruiser 200 и Land Cruiser Prado возле озера: гоняли по бездорожью и песчаным дюнам. «Прадо» показал весь свой класс, а в «двухсотом» на песке нужно осторожнее обращаться с педалью газа, иначе он может «закопаться» из-за того того, что он более крупный и тяжелый. Что и случилось. Пришлось устроить «лопатинг». Отсюда и вывод: Prado более юркий, поджарый, у него меньше габариты — он идеален для «трофи». Land Cruiser 200 же хорош для длительных экспедиций, у него хорошая устойчивость на трассе, он комфортен и хорошо справляется с бездорожьем. Хотя если бы мы не забыли спустить колеса — как и положено ездить по песку — проблем бы не было ни с тем, ни с другим автомобилем.
С машинами связано еще одно забавное впечатление. Весь Китай — это музей поддельных тачек. Повсюду копии, или, как модно говорить, реплики дорогих автомобильных марок. Столько незнакомых эмблем автомобилей я никогда в жизни не видела. Их так много, что отследить все названия и значки просто нереально. Среди фейковых машин попадаются и настоящие Toyota.
![Фото: Денис Провалов](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/5d/69/5d6997fa1038c15deaf72333db6274840525c86835d153028619c0c412302bb3.jpg)
![Фото: Денис Провалов](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/a1/53/a153af1b476b187fd93f7b7c8001bfc7057eda98418d5ba39a51bc87632264c2.jpg)
![Фото: Денис Провалов](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/81/e9/81e9c47d256a76ecb3d030f9e9bbe5ab4acfc48e08023b3c34fa23a09dbed8c2.jpg)