Саша Щипин: Ангел в самолете и труп в багажнике. 5 фильмов о путешествиях
«Маленькая мисс Счастье»
У Шерил Гувер, кажется, скоро будет нервный срыв — и есть, от чего. Муж — неудачник, напрасно надеющийся заработать на своей теории «девяти шагов к успеху». Брат — отвергнутый возлюбленным и потерявший работу гей, который недавно только что пытался покончить с собой. Отец — наркоман, которого выгнали из дома престарелых. Сын — малахольный ницшеанец, давший обет молчания. Кажется, единственный нормальный человек в доме — Олив, семилетняя дочь Шерил. У Олив тоже есть свои странности, но, по сравнению с остальными родственниками, вполне безобидные: например, ей очень нравятся конкурсы красоты. Поэтому, когда ее приглашают в Калифорнию побороться за звание «Маленькая мисс Счастье», вариант «не поехать» даже не рассматривается. Правда, отправиться на конкурс придется всем вместе, поскольку никого из них, похоже, нельзя оставить без присмотра.
В Голливуде любят роуд-муви и истории про странные семьи — не случайно «Маленькая мисс Счастье» получила сразу два «Оскара», за сценарий, и за сыгранную Аланом Аркином роль дедушки-наркомана — смотреть фильм стоит на языке оригинала. Собственно говоря, именно в этом, а не в биржевых спекуляциях или инновационных стартапах и заключается подлинная американская мечта: ехать куда-то на желтом автобусе со сломанной коробкой передач и чтобы все твои любимые сумасшедшие родственники были рядом. И больше ничего не нужно. Ну, почти: если не найдут труп в багажнике, будет совсем хорошо.
«Мне бы в небо»
Райан Бингем живет в самолетах. Весь остальной мир состоит для него из офисов и аэропортов: в офисах он увольняет людей, которых видит в первый и последний раз в жизни, а в аэропортах ждет очередного рейса, чтобы улететь в следующий город, где начальники не хотят сами огорчать подчиненных и потому нанимают специалиста. Бингем, вооруженный всем обаянием играющего его Джоржа Клуни, утешает жертв своим бархатным голосом и белозубо улыбается, но в действительности никого не жалеет и не любит. Нежность он испытывает только при мысли о волшебной карточке, которую авиакомпания выдает клиентам, налетавшим десять миллионов миль. Но так продолжается только до встречи с женщиной по имени Алекс, которая тоже проводит полжизни в самолетах и потому кажется Райану родственной душой.
Фильм «Мне бы в небо» был в 2010 году одним из главных претендентов на «Оскар», однако уступил «Повелителю бури» Кэтрин Бигелоу. Возможно, киноакадемиков смутила некоторая аморальность картины: даже влюбившись, герой Клуни не демонстрирует большого желания спускаться на землю со своих кондиционированных небес и не вызывает при этом ни жалости, ни негодования. Конечно, все обязательные вещи в фильме проговариваются: любому из нас нужна поддержка семьи, плохо человеку, когда он один, — однако кажется, что режиссер Джейсон Райтман, начинавший свою карьеру с экранизации циничного романа «Здесь курят», делает это больше для проформы. Поэтому Райан Бингем снова пакует чемодан и продолжает свое бесконечное путешествие из ниоткуда в никуда — беспечный ангел в безупречном костюме.
«Дикая»
Отправляясь в путешествие, люди обычно хотят либо узнать что-то новое об окружающем мире, либо что-нибудь понять про себя. Шерил Стрейд в исполнении Риз Уизерспун не кажется большой любительницей дикой природы, даром что восторженно открывает рот на живописных участках маршрута, а саму себя она и без того изучила слишком хорошо, чтобы питать какие-либо иллюзии. Однако все три месяца пути — и все два часа экранного времени — Шерил, то матерясь, то взывая к Богу, тем не менее тащит свой огромный рюкзак, преодолевая тысячу миль, отделяющие мексиканскую границу от канадской. Маршрут под названием Pacific Crest Trail, по которому она идет, специально разработан для любителей пеших и конных походов, однако героиня Уизерспун, которая поначалу не умеет даже поставить палатку, к ним явно не принадлежит. В путешествие она отправилась не за туманом и не за запахом тайги — Шерил надеется наконец простить себя и обрести покой.
Всю дорогу она вспоминает прошлую жизнь: жестокий отец, удивительная, но словно не от мира сего, мать, секс, героин, замужество, секс с мужем, секс без мужа, секс вообще непонятно с кем, лечение от героиновой зависимости и смерть матери — смерть, с которой, оказывается, все и началось. Воспоминания, в которых нет никакой системы, перемешаны и всплывают в голове у Шерил просто по ассоциации, вместе со строчками песен и цитатами из книг, поэтому если вы смотрите фильм по частям, с помощью функции «Мультискрин», — то дома, то по дороге на работу, то за обедом, — впечатления от «Дикой» это ничуть не испортит. Однако постепенно из этих обрывков возникает образ этой женщины, заслужившей и покой, и счастье. И становится понятно, что несмотря на стертые в кровь ноги, несмотря на снег, жару и стремных мужиков с ножами и луками, она обязательно придет туда, куда хочет прийти.
«Небраска»
Эта подборка могла бы состоять из фильмов Александра Пейна если не целиком, то больше, чем наполовину: герои его картин «О Шмидте» и «На обочине» тоже все время куда-то едут. Говорят даже, что «Наследников», за сценарий к которым он получил свой второй «Оскар», режиссер снял исключительно для того, чтобы его перестали считать специалистом по роуд-муви. Посмотреть «Небраску» стоит хотя бы ради ради Брюса Дерна, который проделал длинный творческий путь, прежде чем получить главную роль в этом черно-белом фильме. Он начинал еще в 60-е, переиграв за несколько десятилетий бесчисленное множество второстепенных бандитов и эпизодических психопатов, и так бы, наверное, и остался в истории кино одним из королей эпизода, если бы не Квентин Тарантино. Специалист по реанимации актерских карьер, он снял Дерна, которому уже было сильно за семьдесят, в своем «Джанго», после чего Голливуд по-новому посмотрел на почти уже списанного со счетов пенсионера. В первых рядах оказался Пейн, который предпочел Брюса таким звездам, как Джин Хэкман или Джек Николсон, и не прогадал: Дерн получил за эту роль приз Каннского фестиваля, после чего, кажется, обрел второе дыхание — в этом году на экраны должен выйти сразу десяток фильмов с участием актера, который уже успел отпраздновать восьмидесятилетний юбилей.
В «Небраске» Брюс Дерн играет сильно пьющего и уже впадающего в маразм Вуди Гранта, который находит в почтовом ящике листовку с сообщением, будто он выиграл миллион. Убедить его в том, что это всего лишь рекламный трюк, невозможно, так что младший сын старика решает, что будет проще быстро свозить его в Небраску, где Вуди сам во всем убедится. Догадаться о том, что будет дальше, в общем, нетрудно: отец и сын будут долго ехать, все лучше узнавая друг друга и постепенно вспоминая, что такое семья и зачем она нужна. Однако, если вы воспользовались функцией ознакомительного просмотра в сервисе «Видеопрокат» и уже решили, что с этим фильмом все понятно, не торопитесь переключаться на следующий. Александр Пейн, зная толк в сантиментах, всегда дозировал их очень умеренно: без иронии по поводу идиллического прошлого и семейных ценностей картина никак не обойдется.
«Эверест»
Восхождение на вершину — это путешествие в чистом виде, без ненужных и вредных примесей, вроде перемещения из одной точки планеты в другую или знакомства с чужими обычаями и культурами. Рассказы о том, как горы помогают понять и преодолеть пределы своих возможностей, разобраться в себе или в том, кто пока еще «не друг и не враг, а так», — всего лишь попытка придумать разумное объяснение стремлению лезть на стенку. Альпинизм — это схватка человека с природой, из которой он никогда не выходит победителем. Если повезет, он останется в живых, но природа всегда сильнее. Фильм «Эверест» как раз о том, что «покорение вершины» — не более чем красивое словосочетание, а покориться рано или поздно придется именно человеку. Это тот самый случай, когда просмотр картины обязателен в HD — погружение в фильм завораживающее.
В основе картины лежит реальная история о том, как в 1996 году две экспедиции забрались на самую высокую точку мира, но во время спуска попали в страшный буран, в котором погибли пятеро альпинистов. «Эверест» мог бы стать фильмом о подвиге Анатолия Букреева, который в одиночку спас тогда трех человек, однако казахстанский альпинист в итоге остался лишь второстепенным персонажем. И здесь нет никакого злого умысла: просто это фильм не про трусов и героев. Режиссер Балтазар Кормакур, родившийся в Исландии, стране льда и пламени, слишком хорошо понимает, как прекрасна, жестока и абсолютно аморальна природа. Поэтому нет смысла рассуждать применительно к ней о добре и зле. Просто люди карабкаются на гору, а потом кто-то спустится обратно, а кто-то останется лежать там навсегда. И каким бы звездным ни был актерский состав (а в фильме снимались Джейк Джилленхол, Джош Бролин, Кира Найтли и Робин Райт), главный герой и главный злодей в этой картине один — Эверест.
Все эти фильмы можно найти в сервисе «Видеопрокат» Интерактивного ТВ. Кино можно смотреть дома, по дороге на работу или за городом на планшете или телефоне — так работает функция «Мультискрин» (бесплатная опция при подключении). Узнать больше об «Интерактивном ТВ» и «Видеопрокате», где доступно множество отличных картин, можно здесь. В фильмотеке «Ростелеком» более 2000 фильмов и сериалов в HD-качестве. У пользователей есть возможность воспользоваться ознакомительным просмотром перед каждым фильмом: если в первые минуты станет ясно, что фильм «не пошел», то плата за картину не взимается.