Лучшее за неделю
Валерия Тищенко
13 декабря 2023 г., 18:33

Венеры Серебряного века. Как видели идеал красоты русские художники рубежа XIX–XX веков

Читать на сайте
Валентин Серов, «Венера перед зеркалом», 1890‑е годы
Фото: пресс-служба Третьяковской галереи
Валентин Серов, «Венера перед зеркалом», 1890‑е годы

Богиня из Эрмитажа

Валентин Серов исполнил свою Венеру с одноименной картины Тициана. Это воспоминание о прекрасной «золотой» эпохе живописи, своеобразный оммаж русского мастера великому итальянцу и, отчасти, даже соревнование с ним. 

Сегодня «Венера» Тициана хранится в Национальной галерее искусств в Вашингтоне, а с 1850 по 1929 год находилась в собрании Императорского Эрмитажа. Копирование классических образцов составляло важную часть обучения молодых художников. Учитель Валентина Серова Павел Петрович Чистяков отправлял своих студентов «брать уроки у старых мастеров».

Копию со знаменитой картины Тициана «Венера перед зеркалом» Серов создал уже после окончания Академии художеств. К тому времени он уже был известным живописцем, написал «Девочку с персиками», «Девушку, освещенную солнцем». Копируя шедевр Тициана, Валентин Александрович пытается уловить сдержанную и насыщенную манеру живописи итальянского мастера. Это совсем  не ученическая копия: художник опускает многие подробности — детали одежды, украшений, едва намечает фигуры Амуров. В его акварельной интерпретации классический сюжет приобретает большую легкость.

Кузьма Петров-Водкин, «Обнаженная с зеркалом», 1910 год
Фото: пресс-служба Третьяковской галереи
Кузьма Петров-Водкин, «Обнаженная с зеркалом», 1910 год

Русская Венера

«Обнаженная с зеркалом» Кузьмы Петрова-Водкина — парафраз картины Веласкеса «Венера перед зеркалом», ее зеркальное отражение. Российский живописец мог видеть ее во время своей поездки в Лондон в 1904 году, работа испанца уже тогда находилась в собрании Национальной галереи. Но свой вариант композиции «Венеры перед зеркалом» Петров-Водкин создаст намного позже, в 1910 году. Это период активного обращения художника к античности, ее традиционным сюжетам и мифологии. В то время Кузьма Сергеевич работал над большим «Греческим панно», для которого создавал многочисленные этюды и эскизы. Обращение в прошлое для художника и его современников означало приобщение к европейскому искусству, включающее в себя всю систему временных координат: от Древней Греции и Рима до блистательного XVIII века. Осип Мандельштам в статье «Слово и культура» очень тонко сформулировал это стремление «пересказать» классические темы: «Этого нет по-русски, но это должно быть по-русски». 

Почему именно «Венера» Веласкеса? Здесь можно только предполагать. И испанский, и русский художники много работали с зеркалами. В мастерской Веласкеса их было 10. Отражения для него были теми же «картинами», существующими лишь мгновение. Игра с пространством, отраженным в зеркалах и водоемах, — один из любимых лейтмотивов картин Петрова-Водкина.

Сергей Судейкин, «Русская Венера», 1907 год
Фото: пресс-служба Третьяковской галереи
Сергей Судейкин, «Русская Венера», 1907 год

Богиня в стиле лубка

К образу Венеры Сергей Судейкин отнесся как ко многим своим персонажам — с легкой иронией. Идеал красоты он представил со всей утрированностью примитивного искусства, в лубочной манере. Пасторальная сценка в ярких красках, со слегка плывущим контуром изображает лежащую на берегу ручья на фоне идиллического пейзажа русскую красавицу в сарафане с летящими к ней Амурами.

Многие художники наделяли образ богини любви чертами любимых женщин. В «Русской Венере» современники угадывали прототип — жену Судейкина Ольгу Глебову. Актриса, балерина, художница, первая русская манекенщица, одна из блистательных красавиц Серебряного века, воспетая Анной Ахматовой, она была музой художника. Сергей Юрьевич оформляет спектакли и танцевальные номера, в которых принимает участие Ольга Глебова, ее портрет украсит стены знаменитого артистического кабаре «Привал комедиантов». Художник даже создает для нее модные платья. Как вспоминала актриса Валентина Веригина: «Он сделал из нее произведение искусства». 

Невероятно, что этот образ русской Венеры Судейкина, скорее, даже русской Психеи Ольга Глебова воплотит на сцене спустя пять лет — в спектакле по пьесе Юрия Беляева «Псиша». Главная героиня Лиза заявляет маменьке, ругающей ее за безделье: «Правда, маменька, я — язычница. Псиша. Душенька. Я — Псиша. И роль моя — в пьесе сказано: ”Возлежать на приятном лужку”». Образ Психеи принес актрисе славу, стал ее жизненным амплуа, ролью, которую она воплощала в своих собственных произведениях — куклах и фарфоровых статуэтках.

Михаил Ларионов, «Венера негритянская». 1912 год
Фото: пресс-служба Третьяковской галереи
Михаил Ларионов, «Венера негритянская». 1912 год

Венера многонациональная

В 1912 году в интервью корреспонденту газеты «Столичная молва» Ларионов анонсировал создание серии «Венер». Автор статьи писал, что «в этих произведениях художник намерен отметить те характерные черты, которыми каждый народ наделяет свой идеал красоты». На тот момент были закончены «Венера кацапская», «Венера еврейская» и «Венера цыганская». Художник сделал эскизы для Венер молдаванской, турецкой, греческой, китайской, японской, индийской, негритянской, малороссийской и французской.  

Впервые в истории искусства Венера обретала национальность. Для каждого народа и каждого социального слоя — свое представление о прекрасном. Критик Александр Бенуа сокрушался, что художник «лишает закатный ореол старого искусства того цветистого и праздничного луча, который он мог бы ему дать». На это Ларионов отвечал ему: «Если показать “Джоконду” дикарю, тот сошьёт из неё сапоги, потому что увидит хорошо промасленный холст и ничего кроме — у дикаря другие представления о красоте». 

«Негритянской Венере» в списке богинь красоты Ларионова отведено особое место. Начало 1910-х — время открытия африканского искусства. Им увлекался Пабло Пикассо, образцы африканского искусства рядом с полотнами знаменитого француза выставлял в своем доме Сергей Щукин. Самого Ларионова привлекали и необычные образцы африканской скульптуры, и возможность заочно посоревноваться с французскими коллегами.

Александр Шевченко, «На постели», 1915–1916 год
Фото: пресс-служба Третьяковской галереи
Александр Шевченко, «На постели», 1915–1916 год

Богиня земная

В 1908 году Александр Шевченко был принят на живописное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества сразу в последний, натурный класс. «Вышло так, — вспоминал художник впоследствии, — что первыми моими товарищами по школе были два совершенно противоположных человека и вместе с тем исключительных, — это были Судейкин и Ларионов. Последний как раз и сыграл наибольшую роль в моем развитии как живописца».

Александр Васильевич принимал участие в организованных Ларионовым выставках и художественных объединениях, какое-то время был его последователем, их объединяли даже общие сюжеты. В чем-то до определенного момента совпадали и их биографии. В 1914 году Шевченко попал на фронт, службу он проходит в Белоруссии. Оказавшись после Москвы в тихой провинции, он погрузился в ее неторопливую жизнь.

В моменты затишья живописец возвращался к художественным занятиям и создал серию небольших графических работ «из солдатской жизни». Быт солдат, военные занятия, отдых и, конечно, мечты — обнаженные красавицы. «Венера» Шевченко — пышная брюнетка на убранной кровати с горой взбитых подушек. Это простодушный, наивный неопримитивистский вариант классического мотива в неожиданной бытовой интерпретации.

Авторы: Ольга Богданова, Евгения Илюхина 

Обсудить на сайте