Инфографика: Мария Аносова

Арнольдо-Третьяковское училище для глухонемых

Донская улица, 37

Фото: скан книги «Альбом зданий Московского Городского Управления»

Павел Третьяков был не только коллекционером, но и меценатом. Когда педагог и художник Иван Арнольд нуждался в финансировании училища в Москве для обучения глухонемых, именно Третьяков выделил средства на приобретение земли и строительство здания по проекту архитектора Александра Каминского на Донской улице.

Дочь Третьякова Александра Боткина в книге «Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве» вспоминала, что отец «часто бывал в училище и сам каждую весну проводил экзамены во всех классах, оставляя всякую другую работу». Помимо общеобразовательных предметов мальчиков здесь обучали токарному, переплетному, портновскому, столярному делу, а девочек — рукоделию. Третьяков занимал должность председателя распорядительного комитета вплоть до своей смерти в 1898 году.

В завещании Павел Михайлович указал, что жертвует на счет училища 200 тысяч рублей. Для сравнения: в то время пуд муки, то есть около 16 килограмм, стоил 85 копеек. В 1900 году, уже после смерти коллекционера, училище перешло в ведение Московской городской думы, тогда же его переименовали из Арнольдовского в Арнольдо-Третьяковское.

Дом Третьяковых

1-й Голутвинский переулок, 16, стр. 1

Фото: Артем Геодакян / ТАСС

Типичный купеческий дом с каменным первым и деревянным вторым этажом был построен в 1791 году. Через четыре года его приобрел купец третьей гильдии Захар Третьяков, дед коллекционера. Династии Третьяковых дом принадлежал до 1918 года. 

Именно в этом доме родился Павел Третьяков, здесь он получил полное домашнее образование. Сами Третьяковы называли свою усадьбу «бабьегородским имением» и только один раз выезжали отсюда — в соседний особняк Рябушинских —  на время перестройки здания. Дом и территория вокруг него благоустраивались практически постоянно: пристраивались тамбуры, лестницы, нежилые помещения. Рядом находились фабричный корпус, сушильня, торговые бани, конюшня, сараи, погреба.

Дочь Павла Третьякова Вера Зилоти подробно описала дом в Толмачах в своих воспоминаниях «В доме Третьякова»: «… в гостиной картины часто перевешивались, уносились вниз и заменялись другими. Внизу, в трех комнатах, становилось все теснее. Мы иногда ходили туда с родителями, и папа нам показывал новые приобретения, как бы между прочим. Мы смотрели с любопытством и не без волнения, несмотря на то, что нам с Сашей было не более шести и пяти лет».

За домом был сад. «Вдоль заборов росли старые тополя и кусты акации, скрывавшие высокие заборы. Посреди сада возвышались группы фруктовых деревьев, большие груши, китайские яблони, росли кусты сирени и шиповника: розового, красного и оранжевого. Из средней по фасаду комнаты нижнего этажа был выход на балкон. Напротив балкона у забора стояла беседка, в которой пили чай, варили варенье. Садом пользовались много и с любовью, особенно в те года, когда летом не ездили на дачу и оставались в городе», — вспоминала в книге «Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве» Александра Боткина, дочь Третьякова.

В 2021 году по окончании реставрационных работ в доме Третьяковых открылся музей, посвященный братьям Павлу и Сергею.

Церковь Николы в Толмачах

Малый Толмачевский переулок, 9

Фото: Елена Коромыслова / Фотобанк Лори

Замоскворечье стало активно заселяться в начале XVII века, более ранних сведений об этом районе сохранилось мало. Здесь, как правило, обустраивались иноверцы, а рядом с ними — толмачи, то есть переводчики. Первое письменное упоминание храма Святителя Николы Угодника в Толмачах датируется 1625 годом.

Павел Третьяков финансировал строительные работы, которые велись в церкви в 1856–1858 годах. Реставраторы оформили пределы трапезной и иконостас по историческому образцу, а также создали множество росписей. Именно в это время храм приобрел интерьеры, сохранившиеся вплоть до его закрытия в 1929 году. Богослужения в храме возобновились спустя почти 70 лет, и современный облик храм приобрел после масштабной реставрации в 1997 году. Специалисты заново отстроили колокольню и восстановили пятиглавие четверика, а также воссоздали три иконостаса и настенную живопись.

Дочь Третьякова Вера Зилоти вспоминала: «Папа ходил изредка ко всенощной, а к ранней обедне — каждое воскресенье и во все большие праздники; становился совсем впереди, недалеко от амвона, носом в угол, около мраморной квадратной колонны; скромно, тихо крестился, подходил тихонько ко кресту и шел домой пить кофе с мамочкой и тетей Манечкой, которая приносила всегда несколько просвирок».

В наши дни в храме хранится чудотворный образ Владимирской Пресвятой Богородицы. Эту икону перенесли из Владимира в Москву в 1395 году, когда на Северо-Восточную Русь напали войска Тимура (Тамерлана). Долгое время она находилась в Успенском соборе Московского Кремля, но в 1918-м ее передали в Исторический музей, а в 1927 году —  в Третьяковскую галерею.

Третьяковская галерея

Лаврушинский переулок, 10, стр. 4

Фото: E. O. / Фотобанк Лори

В 1856 году Павел Третьяков начал собирать картины русских художников и уже в 1860-м принял решение подарить свою коллекцию городу, то есть сделать ее народным достоянием. В том же году, как указано в книге «Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве», он составил завещание и уточнил, что свой капитал оставляет «на устройство в Москве художественного музеума или общественной картинной галереи».

Первые приобретенные картины Третьяков разместил в своем кабинете, затем заполнил ими столовую и гостиную. Вскоре стало понятно, что для произведений искусства нужны отдельные помещения — их стали пристраивать к семейному особняку. Сам Павел Михайлович вставал рано, чтобы успеть до всех рабочих дел провести в галерее хотя бы полчаса.

В 1874 году музей открыли для публики. В 1882-м его вновь расширили — новые пристройки к дому возвели за счет территории сада. В 1885 году в галерее появились еще три зала на верхнем этаже и пять — на нижнем. А в 1892-м — еще несколько.

Фасад дома в Лаврушинском переулке, который стал символом Третьяковки, появился уже после смерти Павла Михайловича. В мае 1900 года на заседании совета галереи было принято решение перестроить фасад в русском стиле. Этот проект поручили художнику Виктору Васнецову.

Старый Гостиный двор

Ильинка, 4

Фото: Михаил Грушин / Фотобанк Лори

В Гостином дворе, среди бесконечных торговых рядов, братья Павел и Сергей Третьяковы провели большую часть детства. Здесь можно было найти абсолютно все — от чая до икон. Третьяковым принадлежали лавки между Ильинкой и Варваркой. Отец Михаил Захарович начал приобщать сыновей к семейному делу, когда Павлу исполнилось 12 лет, а Сергею — всего 10. Братья выполняли мелкие поручения, например, подносили товар, мыли полы, завлекали покупателей. Через несколько лет Павла научили вести бухгалтерию. «Павел Михайлович, хотя и полный юмора, был в делах очень серьезен и пользовался большим доверием отца», — писала Александра Боткина в книге «Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве». А во время перерывов на обед мальчики покупали книжки — Павел мог читать часами напролет — или лубочные картинки, которые рассматривали, вернувшись вечером домой.

Когда в 1850 году отец Третьяковых умер, братья начали сами руководить семейным делом. Им удалось увеличить количество принадлежавших семье лавок, приумножить полученное наследство и даже открыть в Костроме огромную фабрику по обработке чистого льна. Костромской льнокомбинат им. Ленина, также известный как «Новая Костромская льняная мануфактура», работает и в наши дни и остается одним из крупнейших в Европе производителем льняных тканей.

Доходный дом Московского Купеческого банка

Старая площадь, 2/14, стр. 1

Фото: ana1501 / Фотобанк Лори

Старинное здание на Старой площади неоднократно перестраивалось и меняло владельцев. Участок сначала принадлежал роду Татищевых, затем его планировали приобрести для строительства соляного склада, но сделка не состоялась. В конце XVIII века землю покупали и перепродавали многие купеческие семьи. Перед Отечественной войной 1812 года были построены два корпуса — именно они стали основой здания, которое сохранилось до наших дней.

В 1870 году на этом месте появился Московский купеческий банк. Масштабную реконструкцию здания в 1894 году провел архитектор Борис Фрейденберг. Павел Третьяков состоял в банке членом совета и членом учетного комитета. Коллекционер был человеком привычки и всегда старался четко следовать одному и тому же распорядку дня. В Московский купеческий банк Третьяков обычно приезжал в три часа, закончив работу у себя в конторе.

Третьяковский проезд

Никольская улица, 19–21/1

Фото: Овчинникова Ирина / Фотобанк Лори

Третьяковские торговые ряды соединяли Китай-город, Никольскую улицу и Театральный проезд. В 1868 году братья Павел и Сергей Третьяковы приобрели здесь землю и через год подали в Городскую думу прошение о перепланировке участка. Им разрешили разобрать часть стены, а посередине сделать проход, соединяющий Никольскую с Театральным проездом. Он должен был стать общедоступным, чтобы всем желающим было проще попасть на Никольскую и провозить товар в Китай-город. 

Проект новой Торговой галереи и проезда разработал архитектор Александр Каминский — муж сестры Третьяковых Софьи. На Никольской он возвел дом в стиле неоренессанс, а со стороны Театрального проезда — здание в русском стиле, которое сочеталось со стеной Китай-города. Оба дома архитектор дополнил большими проездными арками.

В проезде с двух сторон появились дома, где открылись многочисленные магазины. Проезд вскоре получил имя своих создателей — братьев Третьяковых, а в арке на Никольской появилась табличка: «Почетныхъ гражданъ П.М. и С.М. Третьяковыхъ».

Большой театр

Театральная площадь, 1

Фото: E. O. / Фотобанк Лори

Павел Третьяков обожал театр — это увлечение он перенял у своей матери. В письмах они регулярно обменивались впечатлениями от увиденных постановок. «Отправляясь в Петербург, я предположил прожить в нем две недели и непременно быть в 14 театральных спектаклях; по случаю траура театры были закрыты 4 дня, и потому вместо 14 я намерен прожить здесь 18 дней», — писал Третьяков матери из Петербурга, как указано в книге «Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве». 

В Москве Павел Михайлович не пропускал ни одной новой постановки в Большом и Малом театрах. Любимыми актерами коллекционера были Василий Живокини, Василий Самойлов и Михаил Щепкин, один из основоположников русской актерской школы. А еще Третьяков очень любил оперу.

В Большом театре Павел впервые увидел свою жену — Веру Мамонтову, двоюродную сестру мецената Саввы Мамонтова. Третьяков мгновенно влюбился, но познакомиться испугался. Долгое время он не предпринимал никаких шагов и ужасно стеснялся, так что его другу, архитектору Александру Каминскому, пришлось пойти на хитрость. Он собрал у себя музыкальный вечер, куда пригласил обоих. Через некоторое время Третьяков сделал Вере предложение, и в 1865 году они поженились. В счастливом браке родилось шестеро детей. Третьяковы много путешествовали по России и Европе. Вера любила музыку, прекрасно играла на фортепиано, поэтому в доме Третьяковых собирались выдающиеся музыканты, в том числе Антон и Николай Рубинштейны и Петр Чайковский.

Подготовила Полина Пендина, автор и ведущая проекта «Не придумали!»