Алексей Фурсин: Иностранным брендам, возможно, будет некуда возвращаться
Как департамент поддерживает индустрию дизайна и моды?
Самые востребованные у нас традиционно финансовые меры поддержки: субсидирование процентной ставки по кредитам и обучения сотрудников, льготное кредитование бизнеса, бизнес-ипотека и другие.
Неожиданно популярным стал конкурс «Фабрика дизайна», где крупные предприятия заказывают дизайн для своей импортозамещающей продукции. У наших предприятий сегодня не все идеально с эргономичностью, внешним видом и комфортом использования, особенно в сравнении с западными аналогами. Одного ухода зарубежных брендов для возможности конкурировать на рынке недостаточно, тем более что есть способы импортировать европейскую продукцию. И наши производители это хорошо понимают. Мы делаем все, чтобы российский продукт выглядел привлекательнее, чтобы отечественные потребители покупали наши товары, потому что они лучшие, а не потому что на рынке больше ничего нет.
Еще одна неочевидная, но востребованная мера поддержки для креативных индустрий — обучение тонкостям интеллектуального права. Для творческих предпринимателей вопросы из этой области часто представляют сложность. Притом что защита авторских прав в их сфере — очень важный момент.
Как город помогает локальным брендам с продвижением?
С 28 по 30 апреля мы планируем провести маркеты с участием 700 дизайнеров со всей России. Это настолько востребованный формат, что из-за большого количества желающих пришлось даже увеличить число задействованных в проекте торговых центров. Собираемся также запустить онлайн-маркеты на платформе «Сделано в Москве». Число уникальных пользователей там, кстати, недавно превысило миллион человек.
С помощью программы «Сделано в Москве» департамент помогает брендам продвигать себя в разных форматах. Мы уже привлекли более 1800 московских компаний. На ведущих маркетплейсах появились специальные разделы для участников программы, где они могут размещаться бесплатно и получать дополнительное рекламное продвижение.
Специальные секции с продукцией московских брендов организуем и на всех крупных городских и отраслевых событиях, фестивалях проекта «Московские сезоны», на Московской неделе интерьера и дизайна, а также Московской неделе моды.
Не пропадут ли с рынка отечественные компании, если вернутся западные бренды? Сможем ли мы конкурировать с турецкими и китайскими фабриками, штампующими массмаркет-продукцию годами?
Я пока не могу сказать, что мы готовы успешно конкурировать с любыми зарубежными производителями. Сегодня стоимость производства продукции в России бывает объективно выше, чем на зарубежных фабриках. Но наши предприниматели умеют очень быстро перестраивать свои бизнес-модели. Они изобретают то, что не могут привезти, находят соисполнителей и партнеров, чтобы вместе решить сложные вопросы, масштабируют производство. В Москве мы стараемся с этим помогать: даем гранты на оборудование, советуем сервисы по подбору помещений и производственных мощностей.
Если зарубежные ограничения будут актуальны еще долго, иностранным брендам, возможно, будет просто некуда возвращаться. Их российские конкуренты уже научились создавать самые разные качественные изделия. У отечественных дизайнеров успела даже сформироваться своя лояльная аудитория. И просто так прощаться с российскими брендами она не станет. Следующий шаг на пути к импортозамещению — сделать цены на отечественную продукцию демократичнее.
Как городскому бренду одежды или молодому дизайнерскому агентству начать работать с городской администрацией?
Можно начать с Креативного центра услуг для бизнеса на территории Винзавода. Консультанты там в курсе всех программ поддержки и проектов, к которым можно присоединиться. Сделать это совсем не так сложно, как может показаться. Мы всегда открыты для новых инициатив и предложений.
Беседовал Егор Спесивцев