Калужские специалитеты, YouTube-шоу о ментальных расстройствах и социальная драма на неудобную тему. Новые номинанты премии «Сделано в России»
«ШЭР»
Крупнейшее «зеленое» медиа в Telegram
Всего за год основателям «ШЭР» (расшифровывается как «Шеринг. Экология. Рациональность») удалось создать крупнейшее медиа об экологии и осознанном потреблении в Telegram. По сути «ШЭР» — просветительский проект, рассказывающий читателям о жизни в Москве, бережном отношении к природе в городских условиях, шеринге и урбанистике. У медиа есть свой сайт и telegram-канал, в котором почти 100 тысяч подписчиков, в постах и материалах — новости и исследования об экологии в России и мире, полезные советы и самая разная информация для всех, кто неравнодушен к проблеме глобального потепления и хочет сделать свой образ жизни экологичнее. Например, здесь можно почитать о том, как в Москве работает экотакси, собирающее вторсырье, сколько в городе экологичных электробусных маршрутов, как сделать строительство и ремонт более экологичными и на каких станциях метрополитена уже установлены звуковые маяки для слабослышащих людей.
«Норникель»
Сокращение выбросов диоксида серы и производство углеродно-нейтрального никеля
«Норникель» — крупнейший в мире производитель высокосортного никеля и палладия, а также один из самых крупных производителей меди, платины и кобальта. Год назад компания объявила о том, что начала реализовывать новую стратегию в области экологии и изменения климата. С тех пор «Норникель» значительно сократил выбросы диоксида серы. А в 2021-м сэкономленные тонны выбросов компания распределила на производство углеродно-нейтрального никеля — до конца года компания планирует выпустить 10 тысяч тонн.
R.A.SVET
Лирический герой российской сцены
Актер и музыкант Рамазан Ахмедов успел поучиться в школе-студии МХАТ, но бросил театральное образование и ушел с головой в музыку. Рамазан выступает под именем R.A.SVET. И как никто другой подходит описанию нашей номинации в этом году. Ни продюсера, ни студии. Просто вышел на улицу и спел, затем выложил треки в сеть, собрал под завязку клуб «16 тонн», проехался по России с гастролями и стал одной из самых ярких звезд года в мире музыки, на чьих концертах можно встретить Светлану Бондарчук и Zoloto. Пожалуй, самый светлый и нежный вокал российской музыкальной сцены.
Глэмпинг «Китовый берег»
Открытие Крайнего Севера в глэмпинге на берегу Баренцева моря
Этим летом на не самом доступном для туристов Кольском полуострове открылся глэмпинг «Китовый берег». На берегу Баренцева моря расположились 15 купольных жилых шатров (экосфер) с душем и туалетной комнатой и интерьером премиального уровня. Кормят путешественников высокой походной кухней, которую готовит шеф-повар. Все маршруты разработаны профессиональными гидами, а вечером гостям доступно парение в кедровых банях или бочках-фурако. Днем искать занятие тоже не придется: здесь и джип-тур по завораживающим местам Крайнего Севера, и рыбалка (или прогулка) на судне по Баренцеву морю с вероятностью встретить китов и гарантированной встречей с морскими котиками, белугами, касатками и дельфинами, и тур на квадроциклах, и треккинговые походы. Север еще не был так доступен и так комфортен для посещения, но всегда был бескомпромиссно прекрасен, в чем теперь точно можно легко убедиться воочию.
Карина Истомина и Наташа Каданцева
Создание YouTube-шоу о ментальном здоровье
Весной 2021 года Карина Истомина и Наташа Каданцева запустили на YouTube канал «Справиться проще», посвященный ментальному здоровью и борьбе со стигматизацией ментальных расстройств. О проблеме женщины знают на собственном опыте: у Карины диагностировано пограничное расстройство личности, у Наташи — биполярное расстройство. Это помогает им понимать своих героев, задавать нужные вопросы, говорить с гостями на одном языке. Каждый выпуск «Справиться проще» посвящен одному психическому расстройству, которое обсуждается вместе с приглашенными экспертами — врачами и клиническими психологами, и гостями — людьми в ремиссии, которые делятся собственным опытом выздоровления.
«Не надо стесняться»
«Афиша Daily» и Институт музыкальных инициатив (ИМИ)
История постсоветской поп-музыки в 169 песнях
«Не надо стесняться» — книга о 169 композициях, которые волей-неволей знает наизусть почти каждый житель России. О каждой песне, вышедшей с 1991 по 2020 год, рассказывают ее создатели: поэты, композиторы, продюсеры, клипмейкеры и сами исполнители. Авторы собрали все хиты последних 30 лет: от «Лесоповала» и «Комбинации» до Монеточки и Моргенштерна. С одной стороны — перед читателем танцевальный плейлист, который подойдет для любой вечеринки и легко объединит сразу несколько поколений, с другой — увлекательное исследование, показывающее, как формировалась постсоветская поп-культура и как устроено современное российское общество.
«Матч ТВ»
Футуристический взгляд на футбол
Этим летом телеканал «Матч ТВ» освещал в Санкт-Петербурге чемпионат Европы — 2020 по футболу, перенесенный на год из-за пандемии. К делу телеканал подошел обстоятельно: в центре города на Неве построили временную студию в форме футуристического корабля-мяча, больше напоминающую инсталляцию современного искусства. Студия сразу же стала достопримечательностью, причем не только из-за своего космического вида. Павильон был полностью прозрачным, благодаря этому фанаты могли видеть все, что происходит внутри во время прямых эфиров и трансляций.
«Хевел»
Развитие солнечной энергетики в России
Российская компания «Хевел» производит солнечные модули с 2009 года. За это время «Хевел» построил первый в России завод полного цикла по производству солнечных модулей и первую солнечную электростанцию промышленного масштаба. С 2017 года компания выпускает солнечные модули по собственной технологии, которая объединяет в себе кристаллическую и тонкопленочную технологии производства солнечных элементов. Сегодня «Хевел» входит в топ-5 мировых производителей солнечных модулей по энергоэффективности фотоэлектрической ячейки. В 2020 году производство на заводе было увеличено в два раза, и теперь «Хевел» выпускает двусторонние гетероструктурные солнечные модули мощностью до 380 Вт, которые вырабатывают до 30% больше электроэнергии в течение всего жизненного цикла.
Турбаза «Молодость» в Горно-Алтайске
Алтайские горы с налетом люкса
Проект бывшего топ-менеджера банка «Открытие» Алексея Карахана этим летом взорвал московскую тусовку. В построенный им VIP-лагерь в горах массово отправились обеспеченные тусовщики, актеры, журналисты и пиарщики. В «Молодости» все устроено так, словно это не турбаза, а пятизвездочный отель. Если джип-тур, то на Range Rover, если бытовая техника в номере, то Smeg, если косметика в ванной — то Zielinski and Rozen. База находится в 15 минутах от аэропорта Горно-Алтайска и объединяет в себе русский провинциальный шик и хипстерский уют. Всем, кто хотел побывать в отдаленной, но все более популярной части России, при этом жутко боится некомфортных условий и плохого сервиса, — строго рекомендуется.
Klopovka
Дух Сахалина в настойке из таежных ягод
Уроженец Сахалина Виктор Саламатов завязал с успешной карьерой в Москве и Соединенных Штатах, вернулся на родину и запустил производство настойки из уникальной ягоды, которая водится только на дальневосточном острове. Клоповка, или красника, растет в идеальных экологических условиях в тайге на севере острова. Местные жители собирают ее и отправляют на завод в город Кашин, где по уникальному рецепту делают напиток. И уже под маркой Klopovka поставляют в рестораны Москвы и Дальнего Востока.
«Гастрокэмп-2021»
Гастрономический фестиваль в Калуге
Этим летом калужские фермеры и рестораторы объединились на «Гастрокэмпе-2021» и за семь дней создали «калужское меню» со специалитетами региона для ресторанов и кафе. Получилось сразу 20 оригинальных рецептов блюд и еще пять напитков. Основные ингредиенты — продукты, произведенные в Калужской области: мясо цесарки, радужная форель, щука, тыква, пастила, калужское тесто и пряники. Отправиться в Калугу хочется, даже просто читая названия. Ну а где еще попробовать «Окскую щуку с пюре из медовой тыквы, медынским маслом и лемонграссом», «Калужскую цесарку су-вид в собственном соусе» и «Мороженое-мусс из калужского теста».
Unagrande
Итальянский сыр из Брянской области
Российский производитель свежих сыров Unagrande доказал, что рикотту и моцареллу можно есть не только в Италии. Мягкие сыры из городка Севск в Брянской области в этом году появились даже в крупных торговых сетях. И, надо признать, сильно скрасили эпоху продовольственного эмбарго российским любителям салата капрезе и равиоли, пусть на упаковке отечественного сыра сердечко пока что нарисовано в цветах итальянского флага.
Волжские сезоны в Самаре
Гастрономические откровения в городе раков и ракет
Хорошие рестораны не заканчиваются за пределами Санкт-Петербурга и Москвы. Этим летом гастрономическую революцию в волжском миллионнике Самаре совершил шеф-повар Евгений Гурин проектом «Волжские сезоны». Два совершенно непохожих ресторана «Хокку» и «Дом Нино» подняли гастрономический рынок города, да и всего региона на новый уровень. К традиционным азиатским мотивам в «Хокку» и грузинским в «Дом Нино» Гурин филигранно добавил волжских специалитетов и заставил брать билет до Самары даже искушенных небанальной едой москвичей. Результат эксперимента оказался выше любых похвал. Хе из судака, карри из сома, ролл с раковыми шейками — фьюжн для любителей корейской и японской кухонь. Пеновани с щучьей икрой и хинкали с раковыми шейками, судаком и эстрагоном — выбор тех, кому ближе вариации на тему кавказской кулинарной школы.
«Ларисочная» на Финском заливе
Сельский паб в культовом поселке Комарово
Появившаяся в разгар коронавирусных ограничений, чебуречная от культовой питерской команды рестораторов (в числе главных идеологов места, в частности, Рината Умярова) скромно расположилась у железнодорожной станции поселка Комарово на Финском заливе. В 2020-м филиал чебуречной на Рубинштейна казался сезонной шуткой. Но ко второму лету существования «Ларисочная» стала такой же местной достопримечательностью, как дом Ахматовой и Щучье озеро. Среди посетителей — бомонд двух столиц. Столик лучше бронировать за день. В меню — лучшие вина Нового Света и лагман, известные на все побережье залива чебуреки, плов на пластиковых тарелках и прочая шаверма. Уникальный микс узбекской кухни в закусочной у моря с завсегдатаями в кроссовках за полсотни тысяч рублей.
«Контейнер»
Социальная драма на неудобную тему
Одна из ведущих онлайн-платформ страны START в этом сезоне сделала акцент на социальной повестке. Проект «Контейнер» посвящен проблеме суррогатного материнства. Тема получила широкую огласку, когда из-за закрытия границ иностранцы не смогли забрать тысячи младенцев из России. Это совпало с расследованием так называемого «дела детоторговцев», в результате которого остановился процесс усыновления «суррогатных детей» одинокими отцами. Тогда же продюсеры платформы START и начали работу над «Контейнером». Процессом на съемочной площадке руководили режиссер Максим Свешников и сценарист и креативный продюсер Алексей Ляпичев. Такой командой с видеосервисом START они уже работали в 2020-м над другим успешным проектом — комедийной драмой «257 причин, чтобы жить», отмеченной международным фестивалем Cannesseries.
«Я нанял убийцу»
Галина Зальман, Драматический театр города Шарыпово Красноярского края
Финский экшен Аки Каурисмяки на театральной сцене
В программке к спектаклю «Я нанял убийцу» значится «финский экшен по сценарию Аки Каурисмяки». Режиссер Галина Зальцман попыталась честно имитировать театральными средствами язык киноповествования: затемнения, титры, раскадровки… Но при этом «Я нанял убийцу» — это, конечно, театр. Старые песни, немолодые кавалеры с этими своими допотопными гитарами и огромными налакированными чубами — все это видения какой-то неведомой, бывшей жизни — то ли российской, то ли финской, уже не важно. Важно, что это жизнь, где хотят любви и мечтают о встрече, которая обязательно состоится. Есть в спектакле еще одно изменение — это титры. Режиссер «Я нанял убийцу» ведет свой авторский комментарий, временами остроумный и ироничный, временами необязательный, который журчит себе и журчит, никак особо не влияя на основное действие на сцене, но создавая иллюзия диалога со зрительным залом.
«Заговор чувств»
Сергей Женовач, МХТ им. Чехова
Колбасный триумф Михаила Пореченкова
«Заговор чувств» основан на одноименной пьесе Юрия Олеши и его романе «Зависть». Спектаклю Женовача присуща некоторая монологичность, и она как нельзя лучше соответствует прозе Олеши. Режиссер не побоялся буквально бросить актеров в сложнейший текст, который вообще непонятно как играть. Разве только наслаждаться его звучанием и изяществом. Безусловным фаворитом у публики является Михаил Пореченков в роли Андрея Бабичева, изобретателя нового сорта колбасы. Его роль не только замечательно выстроена режиссером, но и сыграна с азартом и на одном дыхании. В финале занавес из ярких прямоугольников взлетит, и мы увидим конструктивистские легкие лестницы, уходящие куда-то в небо. На них под живой духовой оркестр, играющий «Марш авиаторов» — «Все выше, и выше, и выше» — состоится окончательный триумф колбасника Андрея. И даже летящая вниз розовая колбаса не сможет испортить праздник.
«Горе от ума»
Алексей Бородин. РАМТ
Извечная проблема противостояния личности и эпохи
Первое впечатление от нового спектакля «Горе от ума» Алексея Бородина и художника Станислава Бенедиктова — легкость, прозрачность, романтический порыв. Патина времени снята уверенной рукой. Белые громады колонн и арок кажутся невесомыми и будто висят, продуваемые тем самым ветром странствий, который зачем-то занес молодого насмешника в душную фамусовскую Москву. И только большая черная карета в центре сцены, похожая не то на катафалк, не то на броненосец, напоминает о том, что так просто отсюда не выберешься. В этой Москве все всерьез и надолго, здесь не шутят, когда призывают жечь книги или упечь вольнодумца в психушку. При всем романтизме, присущем Бородину, новая постановка не дает Чацкому надежды найти «оскорбленному чувству уголок». Он и последний свой монолог произносит, задыхаясь и спотыкаясь, карабкаясь вверх по лестнице и то и дело падая. Это отчаяние сродни легкому дыханию, которым пронизан весь спектакль.
«Левша»
Максим Диденко, Театр Наций
Исследование феномена русской хтони
В основе постановки Максима Диденко — повесть Николая Лескова «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе». В спектакле режиссер рассуждает о русской душе и менталитете, погружается в природу русского бессознательного и исследует эту «русскость» с ее болью, печалью и тоской. Монологи для Левши написал Валерий Печейкин, перед которым стояла задача вплести в канву повести Лескова современные реалии. У Левши Печейкина на сцене появляется голос, однако он остается «левшой», то есть типичным представителем меньшинства. Блоха, роль которой исполняет Диана Вишнева, предстает в постановке искусительницей, некой заморской диковинкой, и в то же время олицетворяет образ души, которую пригвоздили к земле подковами, и она перестала танцевать.
«Братья Карамазовы»
Лев Додин, театр им. Вл. Маяковского
Блуждание по Достоевскому
Режиссер Лев Додин к Достоевскому обращается нечасто. Так, предыдущий раз — постановка «Бесов» — совпал с крахом Советского Союза. Премьера «Братьев Карамазовых» по последнему и самому депрессивному роману писателя состоялась в ноябре 2020 года. В нем Додин размышляет о времени и месте человека в нем, задается вечными вопросами Достоевского, которые звучат актуально и сегодня. Изменчивость, подвижность, многообразие человеческой природы — главные темы для рассуждения. При этом режиссер, как и сам Федор Михайлович, не рассказывает о человеке и даже не изучает человека, он «блуждает» по человеку в ошеломлении с восторгом и ужасом — восторженным ужасом и ужасным восторгом. Эта постановка — странствие режиссера по Карамазовым, самому Достоевскому и современному обществу, в которое Додин и актеры приглашают и своего зрителя.
«Финист Ясный Сокол»
Евгения Беркович и театральный проект «Дочери Сосо», Боярские палаты СТД РФ
Спектакль-исследование о женщинах, ставших женами террористов
Спектакль по одноименной пьесе Светланы Петрийчук о женщинах, решивших виртуально выйти замуж за представителей радикального ислама и уехать к ним в Сирию, стал новым уровнем испытания зрителя на прочность. В основу легли личные монологи женщин, протоколы допросов и реальные приговоры — за последние годы в России, Казахстане, Узбекистане таких дел были сотни, если не тысячи. Авторы постановки пытаются ответить на вопрос, куда и почему эти женщины бегут, но главное — откуда они бегут. Режиссерская же задача здесь не столько работа с актером, сколько со зрителем: Евгения Беркович вовлекает его в происходящее и дает возможность услышать и понять героинь, проникнуться к ним сочувствием, никого при этом не оправдывая.
О премии
В этом году состоится юбилейная церемония вручения премии «Сделано в России». В десятый раз редакция, члены клуба и читатели «Сноба» выберут лучшие проекты, созданные в России в конце 2020-го и в течение 2021 года. Победители будут объявлены 10 ноября. А пока мы ждем ваших заявок для включения номинантов в лонг-лист. Подать их можно до 20 сентября через специальную форму на нашем сайте.
Следить за событиями удобно в нашем новостном телеграм-канале. Присоединяйтесь