Собянин разрешил ходить в рестораны без QR-кодов. Сколько успели потерять рестораны и при чем тут выборы
Что произошло?
С 19 июля московские кафе и рестораны снова можно будет посещать без QR-кодов — их получали те, кто сделал прививку от коронавируса, сдал ПЦР-тест или переболел. С этого же дня снова откроются фудкорты, а общепит сможет работать по ночам. При этом система QR-кодов сохраняется, но решение о том, проверять их у посетителей или нет, теперь принимают сами заведения.
На заседании координационного совета по борьбе с коронавирусом Сергей Собянин отметил, что эти решения приняли после обращений Федерации рестораторов и отельеров, бизнеса и партии «Единая Россия» и заявил, что система QR-кодов со своей задачей справилась. «Хотел бы поблагодарить московский бизнес за ответственное отношение к тем мерам, которые мы предпринимали, к совместной работе, которая позволила сделать дальнейшие шаги к нормализации обстановки и нормальной работе экономики», — сказал мэр.
Что об отмене QR-кодов думают рестораторы?
Накануне введения системы QR-кодов «Сноб» говорил с рестораторами: тогда они предполагали, что из-за новых мер «заведения будут существовать что называется на грани краха». В первый же день после того, как система заработала, владельцы общепитов потеряли до 80% выручки, спустя неделю продажи в кафе и ресторанах упали вдвое.
«Мы празднуем, пьем шампанское на веранде, а с понедельника собираемся пить его уже внутри. Конечно, это радостное событие для всей отрасли. День рождения», — говорит «Снобу» владелец Hurma Management Group (барное объединение «Профсоюз», «Центральная шашлычка» и другие) Дмитрий Левицкий. Он отмечает, что система QR-кодов фактически «парализовала» рестораны: одни терпели убытки, другие — копили долги. Самому Левицкому даже пришлось закрыть одно из своих заведений. По прогнозам предпринимателя, в ближайшую неделю общепиту стоит ждать наплыва посетителей, но, вероятно, скоро «ситуация выровняется».
В разговоре со «Снобом» президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров предполагает, что теперь проверять соблюдение антиковидных мер станут активнее. А если ситуация с коронавирусом в Москве вновь ухудшится, то, считает Бухаров, предприятия с привитыми сотрудниками опять смогут принимать гостей с QR-кодами.
Есть и рестораторы, неоднозначно воспринявшие решение мэрии. Так, например, другой собеседник «Сноба» владелец «Рюмочной» в Зюзино Алексей Воречук признается, что такому повороту событий не обрадовался — недавно он отправил одно заведение, где проводились концерты, на каникулы. «Теперь восстановить все будет очень сложно: люди разъехались, концерты отменились, — говорит Воречук. — Наш бизнес — машина, которой нужно время и для остановки, и для запуска». Предприниматель надеется, что снова открыть заведение удастся к августу и «по-прежнему не понимает», зачем вообще нужно было вводить систему QR-кодов: «Интересно: в ситуации с распространением COVID-19 действительно что-то изменилось меньше, чем за 3 недели?».
Хороший вопрос. Так система QR-кодов со своей задачей справилась?
По мнению Сергея Собянина, мера способствовала «улучшению эпидемиологической ситуации и росту темпов вакцинации». По данным Депздрава города Москвы, первым компонентом вакцины в городе привились более 3,8 миллиона человек, полностью — более 2 миллионов, каждый день вакцинируются 124 тысячи человек. При этом о том, сколько именно человек привились во время «ресторанного карантина», власти пока не говорят.
Как отмечает кандидат медицинских наук, иммунолог Николай Крючков, «стабилизация» ситуации в Москве если и была в числе факторов, которые побудили мэрию свернуть программу, то точно не главным из них: «Теперь заболевших в день не 9,5 тысяч, а 4-5, но это все равно много. По-прежнему высокая смертность — и она еще растет. О стабилизации ситуации в столице говорить пока рано».
Крючков подчеркивает, что само по себе введение системы QR-кодов было отчасти бессмысленным — это «не лучшая» противоэпидемическая мера. При этом она, как считает иммунолог, вызвала «положительный побочный эффект» — люди активнее и охотнее вакцинировались, но оценить масштабы «этого эффекта» эксперт не берется. Сложно оценить и то, сколько еще собиравшихся привиться россиян передумают после того, как ограничительную меру отменят.
«Не знаю, готовят ли власти планы на осень и зиму, но они обязательно должны были бы. Не надо рассчитывать, что мы в пятый раз “победим пандемию”. Это слишком глупо и уже смешно», — заключает Крючков.
Наблюдательные пользователи соцсетей отмечают, что люди, которые решили вакцинироваться в день введения системы QR-кодов (28 июня), привьются второй дозой только в понедельник 19-го июля — в день, когда ее отменят, — и воспользоваться «проходкой» не смогут.
Почему Собянин свернул систему QR-кодов?
В своем заявлении о фактической отмене QR-кодов мэр Москвы особо подчеркнул, что принимая решение, учел предложение «Единой России». Как пишут «Открытые медиа» происходящее связано с осенними выборами в Госдуму — «избиратели не должны ассоциировать власти с запретами и ограничениями».
«Политическая интерпретация отмены QR-кодов более чем уместна — на это решение надо смотреть сквозь призму предстоящих выборов. В своем выступлении Собянин как бы намекает нам, что благодарность за отмену QR-кодов мы должны выразить партии “Единая Россия”. А если учесть, что ее рейтинг в Москве ниже среднероссийского, а действия мэра Москвы в сложной эпидемиологической ситуации горожане оценивают по-разному, то станет понятно, что сейчас в столице, как нигде, нужна экспансия социального оптимизма и популярные решения», — отмечает в разговоре со «Снобом» политолог Константин Калачев.
По его мнению, мэрия «наверняка» столкнулась с тем, что «красивые на бумаге» схемы гиперконтроля работают не всегда и не везде: «В России строгость законов и постановлений компенсируется необязательностью их исполнения. Регулировать бытовое поведение людей крайне сложно, к каждому кафе контролера не приставишь. Решение о введении QR-кодов напоминало скорее психологическую атаку на тех, кто отказывается от вакцинации». Сейчас, как считает политолог, мэрия «заработала очки» на решении проблемы, которую сама же создала.
Подготовили Кристина Боровикова, Асхад Бзегежев, Александра Юдина, Алексей Свиридов
Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь