Фото: Авилов Александр /Агентство «Москва»
Фото: Авилов Александр /Агентство «Москва»

Как будут работать новые правила?

С 28 июня пропуском в любое заведение общепита станет QR-код (цифровой сертификат). Его можно получить в электронной медицинской карте москвича, на портале mos.ru, едином портале государственных и муниципальных услуг (или с помощью приложения «Госуслуги.Стопкоронавирус»), на ресурсе ЕМИАС.ИНФО и в регистратуре городской поликлиники.

У москвичей старше 18-ти лет, не имеющих противопоказаний к прививке, есть три способа получить QR-код:

  1. Привиться, причем подойдет только вакцина, прошедшая в России госрегистрацию, сейчас таких четыре: «Спутник V», «КовиВак» (в Москве она закончилась), «ЭпиВакКорона» и «СпутникЛайт» (она должна войти в гражданский оборот после 25 июня).
  2. Доказать, что переболел коронавирусом за последние шесть месяцев (результаты теста на COVID-19 автоматически загружаются в «Единый лабораторный сервис Москвы по сдаче ПЦР-тестов», эти же данные появляются в личном кабинете mos.ru). 
  3. Сдать ПЦР-тест в московской лаборатории, присоединенной к ЕМИАС, их перечень можно посмотреть здесь (этот вариант единственный для детей, людей, имеющих противопоказания, и тех, кто переболел, не обратившись к врачу).

Статус «Вакцинирован» будет действителен год, «Переболел» — 180 дней, «ПЦР» — 72 часа.

Иногородним для получения кода предоставят доступ к порталу mos.ru в «упрощенном формате». После заполнения специальной формы их данные сверят с федеральными регистрами вакцинированных и заболевших и с московским единым лабораторным сервисом. Такая же упрощенная регистрация на mos.ru будет доступна для иностранцев, но они (даже если сделали прививку у себя на родине) смогут попасть в ресторан, только сдав ПЦР-тест — никакие вакцины иностранного производства в России пока не признаны. 

Как быть трудовым мигрантам, которые работают в сервисах доставки еды из ресторанов и пока не могут привиться, власти не разъяснили. Как заявили «Снобу» в пресс-службе Delivery Club, «новые правила действуют только для гостей заведений питания, поэтому для того, чтобы забрать заказ на доставку или просто навынос, показывать QR-код, подтверждающий защиту от коронавируса, не нужно». 

При этом в компании отметили, что сейчас «прорабатывают возможность централизованной вакцинации курьеров», а также поддерживают включение в список на вакцинацию «нерезидентов РФ». Возможность такой прививочной кампании до конца июня поручил проработать Владимир Путин, выступая на ПМЭФ. 

Фото: Мобильный репортер /Агентство «Москва»
Фото: Мобильный репортер /Агентство «Москва»

Что будет с ресторанами и барами?

Уполномоченный в сфере ресторанного бизнеса в столице Сергей Миронов полагает, что из-за новых мер московские рестораны лишатся 90% посетителей. «Люди не будут тратить деньги на этот ПЦР, они не будут скачивать QR-коды, этого всего не произойдет, а ресторанам надо как-то жить, платить зарплату сотрудникам. Решение надо отменять <...> эти требования невыполнимы», — считает Миронов. По его мнению, если меры не отменят, то «ресторанный бизнес прекратит свое существование, по крайней мере в том виде, в котором он сейчас есть». 

В разговоре со «Снобом» основатель и владелец московских баров Help&Friends bar, Stay True bar, Law&son bar, Black Hatbar Дмитрий Соколов отмечает, что речи о потере прибыли после нововведений не идет, «просто потому что сейчас никакой прибыли у 90% ресторанов в Москве нет».

«Все началось в марте прошлого года, — объясняет Соколов. — Этот месяц традиционно считается хорошим для ресторанов, потому что он длинный, в нем пять недель, а значит больше выходных. Но в марте прошлого года все начали паниковать из-за коронавируса, и месяц оказался провальным. Апрель, май и июнь мы были закрыты. Потом открылись, проработали три месяца (и это с учетом того, что июль и август “отпускные” месяцы, в которые людей всегда меньше), потом барам разрешили работать до одиннадцати часов вечера — так было в октябре, ноябре, декабре, январе. В нормальном режиме мы отработали февраль, март, апрель. Потом объявили “майские каникулы”, и в заведениях снова стало меньше людей. Получается, из последних 14 месяцев бары полноценно существовали 3. Никакой прибыли сейчас, конечно, нет, а после нововведений заведения будут существовать что называется на грани краха».

Некоторые рестораторы в разговоре со «Снобом» отмечали, что во время первого локдауна многие посетители «запросто» подделывали QR-коды, а уже спустя две недели после введения ограничений охрана заведений наличие цифрового пропуска не проверяла.

QR-коды действительно легко подделать?

«Все заведения должны быть оснащены системой считывания [QR-кодов]. Никакие бумажные сертификаты, справки о вакцинации, справки о медотводе приниматься не будут»,— подчеркнула накануне вице-мэр Москвы Анастасия Ракова. Вероятно, так власти пытаются противостоять подделке бумажных прививочных сертификатов и справок. При этом о том, что взломать систему QR-кодов нетрудно, говорили еще во время первого локдауна.

«QR-код — это по сути ссылка, которая ведет на сайт “Госуслуг”: на страницу, где отображаются данные о вакцинации, первые буквы фамилии, имени и отчества, первые две и последние три цифры номера паспорта, дата рождения. Теоретически человек может создать в интернете страницу с адресом и внешним видом, напоминающим адрес и вид сайта “Госулуг”, указать там нужные данные и сделать QR-код, который будет вести на этот сайт», — объясняет один из собеседников «Сноба», программист, больше 10 лет проработавший в крупных американских компаниях. 

По российскому законодательству, тем, кто использует «заведомо ложный документ», грозит штраф до восьмидесяти тысяч рублей (или в размере заработной платы за шесть месяцев), обязательные работы или арест на шесть месяцев.

Чтобы «нечестный человек» не смог попасть в ресторан, проверяющий должен удостовериться, что, переходя по QR-коду, он попадает на сайт с нужным адресом и что перед ним именно тот человек, который сдал тест, сделал прививку или переболел COVID-19 — для этого достаточно сравнить данные на сайте с теми, что указаны в удостоверении личности, объясняет программист.

Подготовила Кристина Боровикова

Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь

Вам может быть интересно: