Миллиардер Ричард Брэнсон полетит в космос уже через девять дней, вслед за ним — Безос. Это старт массового космического туризма?
На чем полетит Брэнсон?
Ракетоплан американской компании Virgin Galactic, на котором планирует полететь Ричард Брэнсон, — это даже не космический корабль, а самолет с ракетным двигателем, способный совершать суборбитальный полет. Обычно он состоит из двух этапов. Сначала специальный самолет-носитель WhiteKnightTwo поднимает Unity на высоту около 15 километров, затем космоплан отделяется и включает собственный двигатель.
Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.
По планам, он достигнет высоты 90 километров над Землей (МКС находится на высоте 408 километров). Пассажиры в течение нескольких минут смогут ощутить невесомость и увидеть очертания Земли с орбиты. Для корабля VSS Unity это будет четвертый испытательный космический полет и первый с экипажем из четырех человек. До этого он выполнял миссии только с участием двух пилотов. Однако желающих забронировать место на корабле нашлось предостаточно. Билеты стоимостью 200-250 тысяч долларов зарезервировали около 600 кандидатов.
Миссия корабля Unity стала возможна после того, как неделю назад компания Virgin Galactic получила лицензию на выполнение коммерческих космических полетов в космос от федерального управления гражданской авиации США (FAA). В своем заявлении Брэнсон сказал, что «после 16 лет исследований, разработок и испытаний Virgin Galactic оказалась в авангарде коммерческой космической индустрии».
Virgin Galactic планирует транслировать запуск в твиттере, на ютубе и в фейсбуке.
Джефф Безос собирает команду первых
Другая американская компания Blue Origin, принадлежащая одному из богатейших людей в мире Джеффу Безосу, запланировала полет корабля New Shepard на 20 июля. На его борту будет сам Безос, его брат Марк, 82-летняя астронавтка Уолли Фанк и победитель аукциона, на котором разыграли еще одно место (его имя пока не называют).
Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.
Уолли Фанк стала участницей частной программы «Женщины в космосе», более известной как «Меркурий-13», в 1961 году. В ней 13 женщин-пилотов добровольно проходили усиленные психологические и физические тесты, чтобы доказать, что они способны полететь в космос. NASA официально к этой программе никакого отношения не имело — эксперимент провел председатель Специального консультативного комитета NASA по наукам о жизни Уильям Лавлейс. Он разрабатывал тесты для астронавтов-мужчин, и ему стало интересно, как с ними же справятся женщины. Космонавтом Уолли Фанк так и не стала, зато посвятила всю свою жизнь авиации. Она провела в воздухе больше 16 тысяч часов и обучила почти три тысячи пилотов, став первой женщиной-инспектором по безопасности полетов в FAA. Вот теперь, спустя шесть десятилетий после участия в «Меркурий-13», у нее появился шанс исполнить свою мечту. Джефф Безос пригласил 82-летнюю американку в первый суборбитальный туристический полет на своем корабле.
В отличии от Unity, New Shepard все-таки пересечет линию Кармана — условную границу космоса на высоте 100 километров. Корабль представляет собой одноступенчатую ракету с пассажирской капсулой на шесть мест. После взлета на высоте в несколько десятков километров капсула отделяется, а сама ракета снижается и совершает посадку. Пассажирская капсула продолжает полет и приземляется на парашютах, благодаря чему обе части корабля можно использовать повторно.
А что Илон Маск?
В отличие от предыдущих проектов, корабли Илона Маска уже выполняют космические миссии для NASA и доставляют космонавтов на международную космическую станцию. Но вот первый коммерческий полет Crew Dragon еще впереди — миссия Inspiration4 должна состояться осенью. Астронавты пробудут на орбите несколько дней. Уже известно, что одним из участников программы стал 37-летний миллиардер и основатель компании Shift4 Payments Джаред Айзекман. Он оплатил места еще трем участникам полета. Благодаря полету, бизнесмен намерен собрать 200 миллионов долларов на борьбу с детским раковыми заболеваниями.
В разговоре со «Снобом» авиаэксперт Вадим Лукашевич, отметил, что с полетов Unity и New Shepard начнется полноценный суборбитальный туризм. Подготовительный этап и испытания закончены. Самым сложным оказалось обеспечить безопасность неподготовленных людей.
А как дела у России?
Пока американские компании развивают космический туризм, Россия решила вложиться в культуру. Отечественный корабль «Прогресс» доставил на орбиту оборудование для съемок фильма «Вызов» — проекта «Роскосмоса», Первого канала и студии Yellow, Black and White. Режиссер Клим Шипенко и актриса Юлия Пересильд должны прибыть на Международную космическую станцию в октябре этого года. Сейчас они изучают системы корабля «Союз МС» и российскую часть МКС, готовятся к съемкам в условиях невесомости и действиям в случае нештатных ситуаций. Фильм станет первой художественной картиной, снятой в космосе. Так, по словам Рогозина, в госкорпорации хотят раскрутить коммерческие полеты.
Авиаэксперт отмечает, что перспектив коммерческого туризма в России нет:
«Была попытка «КосмоКурса» (компания из «Сколково» собиралась отправлять туристов в космос, но из-за трудностей с проектом строительства космодрома и получением разрешений на создание многоразового космического комплекса в 2021 году самоликвидировалась. — прим. «Сноб»), но, я считаю, что она была изначально обречена», — отметил Вадим Лукашевич.
По его мнению, в России невозможно создавать подобные космические проекты: «У нас очень много стартапов было загублено на корню, потому что как только ты начинаешь заниматься ракетами или двигателями — ты террорист, экстремист, радикал и так далее. Нет ни возможностей, ни условий, ни юридической платформы».
Подготовил Дмитрий Толстошеев
Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь
- Вам может быть интересно:
- Пока одни спорили о вакцинации, другие привились дважды и разными вакцинами. Так можно?
- Пионеры поколения Z. Актеры сериала «Пищеблок» — о конфликте поколений, 80-х и сверстниках
- «Призма шпиономании». Главные вопросы о деле Ивана Сафронова спустя год после ареста