На чем полетит Брэнсон?

Ракетоплан американской компании Virgin Galactic, на котором планирует полететь Ричард Брэнсон, — это даже не космический корабль, а самолет с ракетным двигателем, способный совершать суборбитальный полет. Обычно он состоит из двух этапов. Сначала специальный самолет-носитель WhiteKnightTwo поднимает Unity на высоту около 15 километров, затем космоплан отделяется и включает собственный двигатель.

По планам, он достигнет высоты 90 километров над Землей (МКС находится на высоте 408 километров). Пассажиры в течение нескольких минут смогут ощутить невесомость и увидеть очертания Земли с орбиты. Для корабля VSS Unity это будет четвертый испытательный космический полет и первый с экипажем из четырех человек. До этого он выполнял миссии только с участием двух пилотов. Однако желающих забронировать место на корабле нашлось предостаточно. Билеты стоимостью 200-250 тысяч долларов зарезервировали около 600 кандидатов.

Миссия корабля Unity стала возможна после того, как неделю назад компания Virgin Galactic получила лицензию на выполнение коммерческих космических полетов в космос от федерального управления гражданской авиации США (FAA). В своем заявлении Брэнсон сказал, что «после 16 лет исследований, разработок и испытаний Virgin Galactic оказалась в авангарде коммерческой космической индустрии».

Virgin Galactic планирует транслировать запуск в твиттере, на ютубе и в фейсбуке.

Джефф Безос собирает команду первых

Другая американская компания Blue Origin, принадлежащая одному из богатейших людей в мире Джеффу Безосу, запланировала полет корабля New Shepard на 20 июля. На его борту будет сам Безос, его брат Марк, 82-летняя астронавтка Уолли Фанк и победитель аукциона, на котором разыграли еще одно место (его имя пока не называют).

Уолли Фанк стала участницей частной программы «Женщины в космосе», более известной как «Меркурий-13», в 1961 году. В ней 13 женщин-пилотов добровольно проходили усиленные психологические и физические тесты, чтобы доказать, что они способны полететь в космос. NASA официально к этой программе никакого отношения не имело — эксперимент провел председатель Специального консультативного комитета NASA по наукам о жизни Уильям Лавлейс. Он разрабатывал тесты для астронавтов-мужчин, и ему стало интересно, как с ними же справятся женщины. Космонавтом Уолли Фанк так и не стала, зато посвятила всю свою жизнь авиации. Она провела в воздухе больше 16 тысяч часов и обучила почти три тысячи пилотов, став первой женщиной-инспектором по безопасности полетов в FAA. Вот теперь, спустя шесть десятилетий после участия в «Меркурий-13», у нее появился шанс исполнить свою мечту. Джефф Безос пригласил 82-летнюю американку в первый суборбитальный туристический полет на своем корабле.

В отличии от Unity, New Shepard все-таки пересечет линию Кармана — условную границу космоса на высоте 100 километров. Корабль представляет собой одноступенчатую ракету с пассажирской капсулой на шесть мест. После взлета на высоте в несколько десятков километров капсула отделяется, а сама ракета снижается и совершает посадку. Пассажирская капсула продолжает полет и приземляется на парашютах, благодаря чему обе части корабля можно использовать повторно.

А что Илон Маск?

В отличие от предыдущих проектов, корабли Илона Маска уже выполняют космические миссии для NASA и доставляют космонавтов на международную космическую станцию. Но вот первый коммерческий полет Crew Dragon еще впереди — миссия Inspiration4 должна состояться осенью. Астронавты пробудут на орбите несколько дней. Уже известно, что одним из участников программы стал 37-летний миллиардер и основатель компании Shift4 Payments Джаред Айзекман. Он оплатил места еще трем участникам полета. Благодаря полету, бизнесмен намерен собрать 200 миллионов долларов на борьбу с детским раковыми заболеваниями.

В разговоре со «Снобом» авиаэксперт Вадим Лукашевич, отметил, что с полетов Unity и New Shepard начнется полноценный суборбитальный туризм. Подготовительный этап и испытания закончены. Самым сложным оказалось обеспечить безопасность неподготовленных людей.

А как дела у России?

Пока американские компании развивают космический туризм, Россия решила вложиться в культуру. Отечественный корабль «Прогресс» доставил на орбиту оборудование для съемок фильма «Вызов» — проекта «Роскосмоса», Первого канала и студии Yellow, Black and White. Режиссер Клим Шипенко и актриса Юлия Пересильд должны прибыть на Международную космическую станцию в октябре этого года. Сейчас они изучают системы корабля «Союз МС» и российскую часть МКС, готовятся к съемкам в условиях невесомости и действиям в случае нештатных ситуаций. Фильм станет первой художественной картиной, снятой в космосе. Так, по словам Рогозина, в госкорпорации хотят раскрутить коммерческие полеты.

Авиаэксперт отмечает, что перспектив коммерческого туризма в России нет:

«Была попытка «КосмоКурса» (компания из «Сколково» собиралась отправлять туристов в космос, но из-за трудностей с проектом строительства космодрома и получением разрешений на создание многоразового космического комплекса в 2021 году самоликвидировалась. — прим. «Сноб»), но, я считаю, что она была изначально обречена», — отметил Вадим Лукашевич.

По его мнению, в России невозможно создавать подобные космические проекты: «У нас очень много стартапов было загублено на корню, потому что как только ты начинаешь заниматься ракетами или двигателями — ты террорист, экстремист, радикал и так далее. Нет ни возможностей, ни условий, ни юридической платформы».

Подготовил Дмитрий Толстошеев

Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь