Город и деревня — как и чем отличаются дети в разных регионах России
Я регулярно бываю в разных местах. Встречаюсь там с детьми и взрослыми, разговариваю с ними о всяком. Иногда в качестве психолога, иногда в качестве писателя. Детям, кажется, все равно, в каком качестве меня им представляют взрослые, и кончается все обычно тем, что ребята задают мне вопросы «про жизнь» или я рассказываю им истории про своих животных и еще про животных, с которыми я в жизни встречалась, когда была биологом или когда работала в зоопарке.
Однако потом уже взрослые меня довольно часто спрашивают: «А вот скажите, дети, подростки — они в разных местах отличаются? И если да, то чем именно?»
Я не очень знаю, что отвечать, и обычно бормочу в ответ нечто неопределенно-доброжелательное: дескать, все дети и везде прекрасны и талантливы, и вот ваши, конечно, тоже…
Если же говорить честно, то каждый ребенок, конечно, уникален, но никаких особых групповых отличий между детьми и подростками из разных больших городов: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Иркутск, Хабаровск и так далее — я не заметила. Взрослые там, мне показалось, отличаются больше. А у детей и особенно у подростков прослеживается скорее групповое сходство. Наверное, это потому, что у них общая и весьма сложная при этом возрастная задача — физиологический и психологический метаморфоз, превращение из ребенка во взрослого человека.
С течением разных обстоятельств мне несколько лет подряд (и вот прямо сейчас) доводилось принимать участие в проектах, которые организуют «книжные люди» — библиотекари, издатели, исследователи детского чтения. Как правило, организаторы всего этого — это энтузиасты и креаторы, прекрасные, гуманистически ориентированные люди. И вот благодаря этим проектам я смогла познакомиться не только с современными городскими, но и, скажем так, глубоко сельскими детьми и подростками.
Один ежегодный проект называется «Книжный путь» и рассчитан на детей из сел и деревень Ленинградской области. Другой — это «День Ч», то есть день чтения, — на детей Иркутской области. Он происходит прямо сейчас. И знаете что я скажу? Что городские и сельские дети как раз отличаются друг от друга, причем заметно. Получается, что сходства и различия детей и подростков пролегают, похоже, не по географической линии (из какого они региона), а по характеристикам населенного пункта (деревня или большой город). То есть дети из сел Ленинградской области похожи на детей из сел Иркутской области. И одинаково сильно отличаются от детей и подростков «своей» и «чужой» метрополии.
В чем же эти различия?
Я бы выделила три источника, опираясь на которые мы можем про эти различия порассуждать.
- Первый источник — это, конечно, сами дети и подростки в своих собственных проявлениях. То, как и о чем они говорят, как себя ведут, что обозначают как важное и неважное, к чему стремятся, чего боятся и о чем тревожатся.
- Второй источник — это родители, жители соответствующих городов и деревень, с которыми я тоже тем или иным способом много общаюсь. То, что они рассказывают о своих детях, что обозначают как их достоинства и недостатки, какие проблемы предъявляют как максимально их волнующие.
- Третий источник — это условные «сторонние наблюдатели», к которым отношусь и я сама, и мои коллеги: психологи, педагоги, писатели, художники, библиотекари (все они тоже регулярно встречаются с разными детьми), с которыми мы регулярно обмениваемся впечатлениями.
Итак, сначала у нас пойдут различия по «первому источнику»:
- деревенские дети более практически ориентированы. Специальности, которые они предъявляют как желательные для себя, всегда имеют очень конкретную природу и наполнение: стоматолог, шофер, учитель, инженер, рыбак. Никто из них никогда не говорил при мне о том, что он хочет быть менеджером, начальником или «заниматься чем-нибудь творческим». Не звучит у них и прямое «там, где много денег платят». Иногда звучит «только чтоб хватило себя и семью прокормить». Современные городские дети при разговоре о профориентации довольно часто предъявляют нечто расплывчатое, связанное как раз-таки с «творчеством» или «большими деньгами». Говорят они и об «интересе». В рассуждениях сельских детей довод «мне интересно» звучит значительно реже.
- Географическая составляющая будущего. Сельские дети практически никогда не планируют в будущем «уехать за границу» или по крайней мере не озвучивают это желание. Если речь идет об обучении, то они часто выбирают ближайший к их селу крупный город, чтобы не рвать совсем связь с малой родиной. Причем при более подробном обсуждении выясняется, что это вовсе не духовная связь, а реальная возможность съездить домой и привезти оттуда домашние заготовки и продукты, чтобы облегчить финансовое бремя семьи, в которой есть студент. Многие хотели бы при возможности вообще навсегда остаться где-нибудь недалеко от дома, «если бы была работа». При этом очень многие городские дети нацелены на переезд как на осознанное поднятие на «социальном лифте».
- Сельские дети и подростки практически всегда подчеркнуто уважительно отзываются о своих родителях и бабушках-дедушках. Часто при случае воодушевленно рассказывают о них, истории из их жизни, причем с таким отчетливым дидактическим компонентом. У городских детей такое характерно только для самых маленьких. Более старшие дети и особенно подростки на родителей скорее жалуются, причем часто — на непонимание. Сельские дети на прямой вопрос по этому поводу могут ответить: «Мама кормит, поит, лечит, любит — на том спасибо. Мы ее тоже любим, помогаем, как можем. Какое еще нужно понимание?» Сельские дети, в отличие от городских, никогда не говорят о себе: «я вообще ничего не хочу», «я устал» (не от конкретной работы, а в целом) и «у меня, кажется, депрессия». Скорее всего, они с этим действительно не сталкиваются.
Различия по «второму источнику»:
- Сельские родители обычно хвалят своих детей за трудолюбие и помощь по хозяйству. Признают их бытовую самостоятельность и самостоятельность в процессе школьного обучения. Ругают за лень, «шляние с друзьями вместо того, чтоб уроки поучить», отсутствие амбиций и пристрастие к гаджетам. Часто говорят о том, что «вот удивительно: нынешним детям дано куда больше, чем нам было, а им бывает, что и этого мало».
- Городские родители обычно превозносят интеллектуальные способности своих детей, их креативность, часто говорят об эмпатии и ускоренном развитии. Сожалеют об отсутствии «настоящих друзей», апатии, «он почему-то ничего не хочет» и о том, что телефон и мир компьютерных игр фактически заменили их детям мир реальный, в который они не очень-то и хотят выходить.
Различия по «третьему источнику»:
- Публичная речь городских детей более лексически богатая и намного менее формализованная, чем у детей сельских. Городским детям легче формулировать свои мысли и описывать свои чувства. Также у них практически всегда выше общая информированность и шире кругозор.
- Сельские дети не так перекормлены информацией и охотно слушают интересные с их точки зрения истории даже от незнакомых им людей. В таких ребятах сохранилось больше любопытства к миру.
- Дети из сел и деревень не так сильно центрированы на своем «я», как современные городские дети. Если взрослый человек чем-то их заинтересовал, они будут очень внимательны и будут ловить каждое слово. Если заинтересовать не удалось, останутся вежливо-равнодушны. Но в целом старший для них — все еще авторитет. У городских детей и подростков — уже нет.
- Сельские дети привыкли много и достаточно тяжело работать по хозяйству. Для них это естественно. Вчера на улице городка Киренска я встретила мальчика лет 10–11, который очень сноровисто, по обледенелой мостовой вез от колонки домой ручную тележку с огромным бидоном воды (централизованного водопровода в Киренске нет). Это была не картина художника Перова, и мальчик совершенно не выглядел несчастным. Он выглядел скорее гордым своей полезностью. Городским детям подобная практическая работа зачастую просто неизвестна.
- Сельские дети часто отличаются осознанным краевым патриотизмом, склонны говорить о нем вслух (даже в неформальных разговорах), писать о своем крае (и о своих родных) в сочинениях, стихах и так далее — в неизменно хвалебном духе. У городских детей более развито критическое мышление, в том числе и в этом аспекте.
- Городские дети намного более сентиментальны, если говорить о животных, и возвышенны, если говорить о любовании природой. Сельские дети часто едят своих собственных куриц и других животных, поэтому их отношение к этому более практическое. При этом природу в целом своего края и ее конкретные проявления: река, роща, большой камень, гора, овраг и так далее — они всегда осознанно любят и ценят.
Вот такие вот у меня получились наблюдения и выводы из них за несколько лет. Единство непохожих — это ведь перспективно, правда? Разумеется, это только мое мнение, и я вполне готова к тому, что у уважаемых читателей оно окажется совсем другим.
В завершение хочется поблагодарить всех прекрасных людей, организаторов упомянутых мною проектов, которые уже много лет устраивают эти «встречи города и деревни», и тем, разумеется, способствуют прибавлению красоты, взаимодополнительности и взаимопонимания в нашем непростом мире.
Такое стихотворение «Что такое красота?» написал на местный поэтический конкурс, который проходил в рамках «Дня Ч», мальчик Петр из коррекционной школы Киренска. Согласимся с ним?
Что такое красота
Что такое красота?
Это может быть роса,
Когда светит солнца луч,
Освещая среди туч.
Что такое красота?
Это зелени листва,
Или звезды в темноте,
Освещают путь тебе.
Что такое красота?
Это радуги цвета,
Это мамины глаза
И счастливая слеза.
Может, поле снежной дали
Или на груди медали!
Что такое красота?
Знаешь? Я спрошу тебя.
И ответишь тихо мне:
— Красота живет в тебе!
Если, честно красота —
Это мир и доброта!
Каурцев Петр, 15 лет, 7-й класс, ГОКУ «Специальная (коррекционная) школа города Киренска»
Визуальный ряд про мою нынешнюю поездку в Иркутскую область я разместила в своем блоге. Вот ссылка. Фотографии там в основном мои. На мой взгляд, они весьма живописны и в чем-то дополняют и углубляют мой рассказ.