Мария Афонина
Мария Афонина

Понятие лидерства за последние годы изменилось. Лидерство сегодня называют гибким или эмоциональным, оно неразрывно связано с эмпатией и развитием эмоционального интеллекта. Его принципы заключаются в способности руководителя найти новое решение проблемы и, используя свою харизму, вдохновить последователей на выполнение целей. Такой лидер всегда проявляет доброжелательность, контролирует свои эмоции, не вступает в конфликты и производит приятное впечатление. Он понимает мотивы других людей и настроен оптимистично. 

Гибкое лидерство — это лидерство изнутри команды, когда отдельные участники коллектива имеют возможности для реализации их наивысшего потенциала. Руководитель с навыками гибкого лидерства всегда оценит работу команды и конкретных сотрудников, он хвалит и мотивирует, тем самым способствует развитию талантов и инициатив всех членов команды. Такой лидер может предлагать инновационные подходы к решению задач и готов делать вещи по-другому, направлять команду к изменениям через новые способы работы.

Эмоциональное лидерство побуждает людей к личному успеху и таким образом расширяет возможности для его достижения. При этом лидер стремится сначала достигать лучшего для других, а уже после — для себя. 

Структура эмоционального интеллекта лидера включает в себя следующие характеристики:

  • переживать широкий спектр эмоциональных состояний;
  • осознавать свое состояние и состояние другого человека;
  • регулировать свое эмоциональное состояние;
  • осознанно изменять состояние других людей;
  • способность осознанно менять паттерны своих привычных эмоциональных реакций.

Одной из ключевых компетенций нового типа лидерства является управление ресурсным состоянием, то есть своей жизнестойкостью. Среди основных компетенций, характерных для высокого уровня жизнестойкости, следует отметить:

  • способность преодолевать сложные жизненные ситуации, достигать цели без саморазрушения, сохраняя внутренний баланс;
  • способность совершать ответственный жизненный выбор в условиях риска, давления и неопределенности;
  • способность использовать давление обстоятельств как источник роста и развития.

Кроме этого лидер должен иметь навыки и стратегии поведения в стрессогенных условиях работы: 

  1. Держать в голове цель и сохранять конструктивное, рациональное поведение под давлением.
  2. Длительно поддерживать высокий темп и результативность работы.
  3. Быстро восстанавливать свои энергетические ресурсы после сверхнагрузок.
  4. Гибко менять тактику и стратегию достижения цели.
  5. Контролировать поведение, эмоции в условиях нервного напряжения.
  6. Принимать ответственные решения в условиях предельного риска и неопределенности.
  7. Анализировать ситуацию в условиях предельного нервного напряжения.

Из чего формируется ресурсное состояние лидера, можно узнать на специальном курсе, который опубликован на платформе «Россия — страна возможностей».