Иллюстрация: Veronchikchik

Типичные слова матерей подростков, которые я не раз слышала в своем кабинете:

«Мы всегда были с сыном очень близки, я старалась быть ему хорошей, внимательной матерью и интересовалась его жизнью. В садике всегда расспрашивала, что ел, чем занимались, во что и с кем играл. В младших классах он и сам мне рассказывал, что за день произошло, кто с кем в школе подрался или подружился, какие оценки, какие игры у них популярны. А как перешел в седьмой класс, точно отрезало. Что ни спрошу, на все один ответ: да нормально все, отстань! Мне и обидно, и тревожно — я ведь все так же его люблю, и плюс кто знает, что у него там сейчас происходит, вдруг что-нибудь опасное? Какие-то новые знакомства, в том числе в интернете, новые друзья, фильмы он смотрит неизвестно какие, а когда я в комнату вхожу, сразу экран выключает. Что я сделала не так? Или это просто потому, что он подросток?»

«Я всегда хотела быть дочери другом и думала, что у меня получается. Оказалось, я ошибалась. Ей четырнадцать, и она живет какой-то жизнью, о которой я ничего не знаю. Придет из школы, скажет ”привет”, юркнет за дверь — вот и все общение за день. Там, за дверью, она и болтает с кем-то, и смеется, и плачет иногда. Я тогда захожу к ней, хочу утешить, что-то, может быть, подсказать, разделить с ней, а она ни в какую: выйди, мама, и закрой дверь! И это в моей-то собственной квартире, где она живет на всем готовом и никогда ни в чем отказа не было. Тут уж я не выдерживаю, расплачусь даже и говорю: почему ты мне ничего не рассказываешь, я же твоя мать! А она в ответ: не могу тебе ничего рассказать, ты все испортишь! Ну вот что, что я испорчу? И как мне вернуть доверительные отношения с дочерью, я ведь ее не для того растила, чтобы мы двумя словами в день через дверь обменивались?»

Слушая эти похожие друг на друга истории регулярно, я задумалась. Получается, для того, чтобы помочь всем этим родителям, мне нужно понимать, из-за чего их дети, которые когда-то с ними и разговаривали, и делились своими переживаниями, вдруг перестали это делать. Объяснение — просто они стали подростки, а подростки всегда такие — меня категорически не устраивало. Да, подростковость — особый этап в жизни человека, но и подростки, как и все остальные, ничего не делают (или не перестают делать) без конкретной причины.

Как же мне об этих причинах узнать? И я решила пойти самым простым и коротким путем: спросить самих подростков.

Всего я опросила 78 человек, 34 юноши и 44 девушки. Возраст от 12 до 18 лет.

«Делишься ли ты с родителями своими реальными проблемами, важными событиями из жизни, радостями, приключениями, находками, достижениями, потерями, обидами и разочарованиями?» — таков был мой первый вопрос.

И варианты ответов:

  • Всегда
  • Часто
  • Редко
  • Никогда

Если подросток отвечал на первый вопрос «да, всегда», или «да, часто», то на этом мой опрос заканчивался. Таких из 78 опрошенных набралось 18 человек. То есть сразу можно сказать: некоторые продолжают делиться с родителями радостями, горестями и событиями из своей жизни. Но таких явно не большинство.

Когда подросток отвечал на первый вопрос «редко» или «никогда», то я спрашивала о причинах: почему нет?

Причины фиксировала. Они на удивление хорошо поддавались классификации. Хотя в общем-то чему тут удивляться: подростки вообще похожи друг на друга, так как все решают одну, достаточно сложную и отнимающую много сил задачу превращения ребенка во взрослого человека.

Основных причин оказалось всего три, и, я думаю, внимательным родителям подростков и детей более младшего возраста будет интересно о них узнать и примерить на себя: не делаете ли вы что-нибудь подобное? Кроме того, я просила подростков привести примеры для каждого типа рассмотренных нами причин, и ими тоже сейчас с вами поделюсь.

Причины называю по убыванию частотности.

Причина первая. Им (родителям) невозможно ничего рассказать, потому что они сразу начинают мне говорить, что мне делать, а потом еще и требуют отчета и обижаются или злятся, что я не бегу исполнять их советы.

Пример:

Я пожаловалась маме, что моя подруга Света регулярно подставляет меня перед другими одноклассниками — рассказывает обо мне какие-то странные истории и проч. Я понимаю, почему она это делает: я в классе более популярна, чем она, и ей хочется таким образом выделиться, а меня немного «притопить». Она и про других девочек рассказывает небылицы. Мама сказала, что я немедленно должна порвать со Светой и найти себе другую подругу, которая не будет никому про меня ничего рассказывать. Интересно, где я в нашем восьмом классе такую найду? (Это говорится с иронией и даже сарказмом.) А со Светой мы дружим со второго класса, и она всегда меня во всем поддерживает, и еще она добрая и любит животных. А что у нее такая фантазия — так кто же без недостатков? Так вот мама меня уже полгода пилит — зачем я продолжаю дружить со Светой и почему не нашла себе кого-нибудь другого. Захочется мне после этого с ней еще чем-нибудь делиться?

Причина вторая. Они слышат вовсе не то, что я им говорю, и разговаривают как будто сами с собой или с кем-то невидимым, но вовсе не со мной.

Пример:

Я пожаловался родителям, что очень боюсь экзаменов, которыми нас каждый день пугают в школе. Мне даже несколько раз снилось, что мне достался вопрос, которого не было в программе и к которому я не готовился. Я устал от навязчивых мыслей об этом.

Теперь родители каждый день говорят, что я должен больше заниматься и не играть в игры, не болтать с друзьями по телефону и не смотреть видео на ютубе, потому что только тот, кто много занимается и не тратит время на всякую дурь, ничего не боится и хорошо сдает экзамены.

Причина третья. С ними поделишься, а они потом тебе же это и припомнят.

Пример:

Я сказала маме, что у меня в летнем лагере уже второй год так и не нашлось подруги. И что меня это очень расстраивает, потому что другие девочки там хорошо дружили и я им завидовала.

Теперь мама регулярно говорит: кто же будет дружить с такой, которая думает только о себе и за целый день так и не собралась помочь матери и разобрать посудомоечную машину! Или: откуда возьмутся друзья у человека, который не хочет расширять свой кругозор и пойти с нами в музей!

Разумеется, после такого мне совсем ничего больше не хочется ей рассказывать.

Еще причины, существенно отстающие по частотности от первых трех:

  • С ними поделишься, а они потом ходят и нудят, все расспрашивают и расспрашивают в подробностях, а это бесит.
  • В моей жизни есть такое, чего родители точно не поймут, так как они сами были воспитаны по-другому.
  • Я заранее знаю, что на самом деле им все это неинтересно, они даже если не говорят прямо, то все равно показывают, хотя и изображают из себя хороших, внимательных родителей.
  • Если я меньше рассказываю, мама меньше нервничает.

Вот такие результаты. Если вы родитель подростка, соотнесите их со своей ситуацией, и, может быть, где-нибудь что-то удастся изменить к лучшему.