/ Москва

Михаил Каменский: Русская неделя на Sotheby's — от Айвазовского до Уорхола и Кабакова

Фото: Андрей Луфт
Фото: Андрей Луфт
+T -
Поделиться:

1 и 2 апреля на территории шоколадной фабрики «Красный Октябрь», которая стараниями члена клуба «Сноб» Марии Байбаковой превратилась в популярный центр современной художественной жизни, прошла выставка топ-лотов весенних аукционов Sotheby's 2009 года.

Привезенные в Москву картины будут выставлены на аукционе в Лондоне в начале июня — на так называемой «Русской неделе», на апрельском «русском» аукционе в Нью-Йорке. В Нью-Йорке же в мае состоится аукцион полотен импрессионистов, модернистов и современных художников, именно этим обычно интересуются русские покупатели.

Последние «русские» торги Sotheby's проводил в ноябре 2008 года в Лондоне. На нем были проданы 32 произведения на общую сумму 14 155 600 фунтов стерлингов. Количество реализованных лотов превысило 60% от их общего числа. Показатели внушительные, однако эксперты ожидали от тех торгов значительно большего.

На выставке, для которой BAIBAKOV Art Projects предоставил свои залы, представлены картины Айвазовского, Григорьева, Нестерова, Богданова-Бельского, Васильева, а также классиков западного искусства ХХ века: Мунка, Уорхола и Баскиа. Ключевым лотом, как надеются организаторы аукциона, станет картина Айвазовского «Отплытие Колумба из Палоса», оцененная в 1,5-2 миллиона долларов.

Это полотно — третье из серии, посвященной открытию Нового Света. Два предыдущих были проданы на Sotheby's в 2006 и 2008 годах. Причем торги по картине «Прибытие кораблей Колумба» закончились в 2008 году на отметке 1 миллион 665 тысяч долларов.

Две из трех представленных на выставке работ Бориса Григорьева, одного из лучших, по мнению Михаила Каменского, художников начала ХХ века, представляют собой не то чтобы диптих, но, как считает Михаил, «образец художественной расчлененки».

История полотна под названием «Приготовление блинов» такова:

«Владелец ресторана попросил художника сделать из этой работы как минимум две. Если составить вместе два фрагмента картины, то становится понятно, что, вероятно, существовала и третья часть полотна, судьба которой неизвестна. Художник выполнил просьбу владельца ресторана. Таким образом, получилось, что есть картина "Приготовление блинов" и портрет ресторатора и повара-блиноведа в одном лице», — рассказывает Михаил Каменский.

 

Из тех работ, которые особенно нравятся на этой выставке самому Каменскому, он выделил «Самурая» Александра Яковлева.

Яковлев — художник из той же эпохи, что и Борис Григорьев, с той же эмигрантской судьбой. По мнению Каменского, эта картина символична и должна понравиться многим русским клиентам. На вопрос «Почему?» он ответил так:

Каменский считает, что эта работа, «без сомнения, отражает русское представление о боевых искусствах, кодексе чести и образе настоящего самурая».

 

Одной из главных работ в разделе «Современное искусство» представляется картина Жана-Мишеля Баскиа «Краснокожий». И вот почему:

Организаторы выставки поставили эту работу на обложку приглашения, рассчитывая, по словам Михаила, «пробудить самые что ни на есть зверские инстинкты зрителя».

 

На выставке показали и две работы Энди Уорхола: «Цветы» и «Револьвер», отражающие не только его поп-артистские эстетические взгляды, но и формулирующие основные идеалы американской поп-культуры, принципы красоты и символы страха — так описал два небольших полотна наш гид. По его словам, Уорхол нашел правильный язык для того, чтобы рассказать об американских культурных идолах того времени:

 

Однажды знаменитый скульптор Альберто Джакометти сказал, что если бы его поставили перед выбором — спасти из огня полотно Рембрандта или кошку, он выбрал бы кошку. А потом бы ее отпустил. Возможно, эта любовь к живому объясняет тот факт, что собак и кошек Джакометти ваял без устали — и многие из них признаны шедеврами. Одна из кошек скульптора приехала в Москву и не сразу нашла себе место на экспозиции. Михаил Каменский рассказал, какой они нашли выход.

 

 

Выделил среди остальных Михаил Каменский и одно из самых скандальных полотен конца прошлого века:

Эта работа не только принесла представителю соц-арта Александру Косолапову известность, но и создала ему проблемы: художнику пришлось судиться с компанией Coca-Cola по поводу использования ее фирменного знака. Тот суд Косолапов выиграл, доказав, что этот знак являет собой «американское народное достояние». По мнению Михаила Каменского, особенно впечатляет в этой работе именно слияние двух символов на красном коммунистическом фоне.

Еще одна знаковая для русского современного искусства картина, «Изречение» Гриши Брускина, тоже наделала в свое время много шума, став сенсацией русского Sotheby's 1988 года. Тогда большая работа под названием «Фундаментальный лексикон», частью которой и является «Изречение», была продана за феноменальную для малоизвестного советского художника сумму — 200 тысяч фунтов стерлингов. С тех пор работа Брускина не потеряла художественной актуальности. И вот почему:

По словам Михаила, «"Изречение", без всякого сомнения, отражает целое художественное течение, результаты развития которого мы наблюдаем сейчас».

И напоследок Михаил Каменский рассказал членам клуба «Сноб», чего пока нет на этой выставке и куда он с удовольствием их пригласит в будущем.

 

Полный каталог лотов, показанных на предаукционной выставке