Кадр из фильма «Корсаж»
Фото: arte France Cinéma
Кадр из фильма «Корсаж»

Одним абзацем

«Корсаж» — это история про полностью зависимую от мужа женщину, оказавшуюся не у дел. Положение императрицы Австрии Елизаветы Баварской ухудшает ее статус: она не имеет права показывать свои чувства на публике, ей нужно всем видом утверждать, что она счастлива, что ее статус-кво после празднования 40-летия не изменился. На деле же ее списали со счетов, выкинули в мусорку для ненужных и нелюбимых жен. Но Елизавета хочет жить по своим правилам, хоть титул ей этого и не позволяет.

Кадр из фильма «Корсаж»
Фото: arte France Cinéma
Кадр из фильма «Корсаж»

Подробно

Три раза в день по несколько апельсиновых долек, вечером — прозрачный бульон, иногда можно позволить себе постное мясо. Никакого картофеля, мучного и сладкого — это диета Елизаветы Баварской (Вики Крипс). Пока императрица Австрии была молодой, о ее красоте ходили легенды. Но вот ей исполнилось 40 лет (по меркам того времени наступил преклонный возраст). Теперь Елизавета — «старая женщина», и каждый человек из ее окружения не упускает возможности это подметить. Императрица продолжает морить себя голодом, потому что на ее осиную талию равняются дамы по всему миру.

Создательница «Корсажа» Мари Крейцер — малоизвестный австрийский режиссер, ее имя открыл миру Берлинский кинофестиваль в 2011 году, наградив «Безотцовство» второстепенным призом за лучший дебют. Предыдущую работу Крейцер «Земля под моими ногами» (2019) тоже показали в Берлине, но фильм никакими наградами не отметили. Понятно почему — она сняла клишированное кино о женщине, сходящей с ума из-за переработок. «Корсаж» тоже не открытие для кинематографа. Так и просятся два сравнения: с «Марией Антуанеттой» (2005, реж. София Коппола) и со «Спенсер» (2021, реж. Пабло Ларраин). Все три вольных байопика об известных монарших особах, страдающих от крайне неудачных браков и ужасов титула жены правителя, подразумевающего отказ от собственной личности ради служения стране. Но «Корсаж» в сравнении с обеими картинами — более строгий фильм, что понравится противникам китча («Мария Антуанетта») или критикам жеманной актерской игры («Спенсер»). Крейцер подробно показывает всего один год из жизни императрицы, постепенно теряющей желание жить.

В «Спенсер» принцессу Диану (Кристен Стюарт) упрекают за неправильное поведение на публике, якобы она слишком много себе позволяет. То же самое происходит по отношению к Елизавете Баварской. Ее муж, император Франц Иосиф I (Флориан Тайхтмайстер) объясняет, что работа его жены — избегать сплетен, быть учтивой и приветливой на званых ужинах, быть красивой. О том, как быть красивой, Франц особо сведущ и точно знает, у какой из служанок талия тоньше. На одной из прогулок Елизавета видит его с 18-летней, не очень худой девушкой и понимает, что бой заведомо проигран: можно сколько угодно мучить себя диетой, но молодость не вернуть. Поддерживать худобу вечно все равно нельзя, а придворные дамы сразу заметят ее полноту. Чтобы хоть как-то унять внутреннюю боль и скрасить бессонные ночи, Елизавета постоянно курит, принимает теплые ванны и ездит на лошадях. Императрице безуспешно пытались поставить диагноз, в итоге врач прописывает ей героин — «совершенно безвредное» лекарство.

Может показаться, что «Корсаж» — это мелодрама о проблемах богатых людей, но чувства Елизаветы легко понять каждому. Героиня находится в социальной изоляции, муж предпочел ей другую, никто не разделит ее печаль по трагически погибшей средней дочери, а младшая к ней холодна. Пышные декорации и костюмы, жанр исторического кино — пышная обертка для обыденной драмы. Мари Крейцер делает все возможное, чтобы очеловечить свою героиню. Но фильм бы провалился, если бы не актерская игра Вики Крипс, получившей приз на Каннском кинофестивале за лучшую женскую роль. В каждом жесте и взгляде Елизаветы чувствуется усталость, она хватается за любые моменты счастья и удовольствия, зная, насколько они редки. На праздновании сорокалетия императрицу под аплодисменты просят встать и задуть свечи. Она с квелой улыбкой поднимается со стула и медленно задувает одну за одной, как бы подтверждая общественный приговор: уж лучше скорая смерть, чем такая жизнь.