Все новости

Балабанов. Выставка-путешествие в Санкт-Петербурге

25 лет назад вышел «Брат» — один из главных фильмов современного российского кино. И почти десять лет прошло после смерти Алексея Балабанова, чьи картины рассказали о современной России больше, чем способен понять и принять зритель — как самый простой и массовый, так и профессиональный. 13 октября на краю Васильевского острова, в бывшем цеху Севкабеля открылась большая экспозиция «Балабанов. Выставка-путешествие». Специально для «Сноба» о выставке рассказывает консультант проекта Василий Степанов, главный редактор журнала «Сеанс»

17 октября 2022 17:41
Экспозиция выставки
Фото: Пресс- служба «Севкабель Порт»

Прибывший в конце 1980-х в Ленинград осмотреться и начать карьеру выпускник Высших курсов сценаристов и режиссеров Алексей Балабанов поселился в квартире Сергея Сельянова. Первым делом он достал из кладовки друга и своего будущего продюсера велосипед. Сел на него и поехал в незнакомый город, где ему предстояло снимать первый полнометражный фильм «Счастливые дни». Поработать с дебютантом тогда решил Алексей Герман, организовавший на «Ленфильме» Студию первого и экспериментального фильма. Велосипед подарил Балабанову шанс освоиться и прижиться: город пришелся ему по вкусу, уроженец Урала, проведший юность в Нижнем Новгороде и Москве, стал на сто процентов питерским героем. 

Велосипед с высокой рамой встречает и посетителей на входе в бывший цех завода Севкабель, что стоит на берегу Васильевского острова, прямо перед входом в Финский залив. Здесь на втором этаже под высокими потолками раскинулась бескрайняя экспозиция, посвященная режиссеру «Брата», «Груза-200», «Войны» и дюжины других фильмов.

Экспозиция выставки
Фото: Пресс- служба «Севкабель Порт»

«Балабанов. Выставка-путешествие» — так назвали свое детище организаторы — бюро Planet 9 и кинокомпания СТВ, куратор Татьяна Гетман и художник-постановщик Агния Стерлигова. «Выставка-путешествие» кажется намеренной рифмой к названию прошлого выставочного хита Planet 9 — «Виктор Цой. Путь героя». Но дело, конечно, не только в намерении провести ниточку от героя 1980-х к герою 1990-х и 2000-х. Путешествие — идеальное слово для описания того, что предстоит посетителю. Архитектура выставки — ландшафты сновидений: высокие горы, заводские трубы, холодные реки, городские трущобы, железнодорожные рельсы, бедные пристанища, в которых не хочется задерживаться надолго, а они тебя так просто не отпускают, тянут и тянут. Есть даже замок — да тот самый, в который трудно войти и из которого еще труднее выйти. Через все это проложена хрупкая дорога из желтого кирпича — человеческая жизнь.

Что есть кинематограф как не сновидение, передаваемая в совершенной точности от человека к человеку галлюцинация? Именно на полноту в передаче ощущений претендует и эта выставка. Она вторгается в сознание речью (в наушники о своем хулиганском советском детстве рассказывает сам Балабанов, о папе говорят его дети — братья Петр и Федор Балабановы, о фильмах свидетельствуют зрители, такие же, как те, что пришли на Севкабель). Она захватывает зрение многочисленными фотографиями, документами и, конечно, кинофрагментами. Она претендует на осязание. Вот ты садишься в электричку и едешь по окрестностям Свердловска 1980-х. Или заходишь в студию звукозаписи, где записывался «Наутилус», а Бутусов поет с экрана: «Прогулка в парке без дога может стать тебе слишком дорого». Или проваливаешься в рыжую копну волос Ренаты Литвиновой, которая умирала в «Мне не больно». А над тобой портрет Балабанова, нарисованный Владимиром Карташовым, художником-постановщиком «Замка» и «Брата», погибшим вместе с группой Сергея Бодрова на Кавказе. Кармадон, конечно, рядом. Он всегда был рядом для тех, кто работал с Балабановым. Трагедия, унесшая жизни его близких, никогда не оставляла режиссера — для него вся жизнь разделилась на до и после. Через ущелье, где стальные стены вибрируют и будто на глазах сжимаются, предстоит протиснуться всем посетителям. Наверху лежат камни, привезенные из ущелья — холодный мрамор, горная порода, под которую легли человеческие жизни, мечты и планы.

В фильмах Балабанова много чистой интуитивной фильмической энергии, кинетики, движения. На трамваях и поездах, на лодках, автомобилях, мотоциклах и пешком — камера следит за героями неотрывно, словно пытаясь передать зрителю ощущение преодоления времени и пространства на физиологическом уровне, подгоняя музыкой. То же пытается сделать и выставка, прокладывая зрителю дорогу от картины к картине. Где-то путешествие замедляется, как в зоне «Замка» или там, где речь идет о ранних, свердловских фильмах (сам режиссер называл их «любительскими»). Какие-то фильмы можно пробежать, как «Жмурки», возникающие на пути кричащим дорожным знаком комикса. В каких-то инсталляциях застреваешь, как в белом чистилище «Груза-200». Там алые туфли, ковер, телевизор. Мухи? Да, невидимые, но навязчиво ощутимые мухи.

Центром описывающего круг путешествия безусловно становится братская дилогия, превратившая Алексея Балабанова в самого популярного кинорежиссера современной России. Шаткая, построенная из строительных лесов башня народной любви к «Брату» и «Брату-2» высится посреди гигантского зала. На нее можно вскарабкаться и осмотреться. Под лестницей барахолка девяностых, рынок, на котором торговал встреченный Данилой Багровым Немец, и воссозданный декораторами в натуральную величину склеп-беседка со Смоленского кладбища, где у костра грелись бродяги, рядом — спасительный желтый трамвай, в котором главный герой умчался от преследовавших его бандитов. В кузове, кстати, можно прилечь — притвориться героем фильма, желанным и недостижимым, как и его легендарный свитер, висящий на самой верхотуре у бетонного потолка.

Какую тень отбрасывает сегодня последний герой отечественного кинематографа Сергей Бодров? О чем говорят нам сегодня фильмы Алексея Балабанова, о котором продолжают спорить и через десять лет после его смерти? Выставка устраняется от однозначных ответов, предлагая довериться ногам, глазам и ушам — увидеть в Балабанове не столько автора той самой фразы про силу и правду, сколько очарованного странника (он, кстати, любил Лескова, хотел ставить «Соборян») и исследователя механики и биологии кино, того, как оно воздействует на человека. Его герои, как и автор, в каждом фильме искали возле себя живых, искали родство и счастье, а находили смерть, фиксируя невозможность выжить на ледяном юру предательского мира — северного, бескрайнего и непобедимого. Это, конечно, не значит, будто идти вперед и пытаться дальше не имеет смысла. Что там впереди? «Кто знает», — ответишь, вглядываясь в подзорную трубу в зоне «Про уродов и людей». В нее видно, как уплывает на льдине в сторону кранов петербургского порта человек в черном. Потеряется из виду и, может, где-то найдется.

Выставка работает до 15 января, билеты доступны на сайте

Автор: Василий Степанов

Видео Zoomer News: выставка-путешествие «Балабанов»

Читайте также

В этом году Вячеслав Бутусов выступит 17 июня на концерте по случаю 25-летия выхода на экраны фильма Алексея Балабанова «Брат». С экс-лидером группы «Наутилус Помпилиус» поговорил Сергей Николаевич.

Сергей Николаевич

В Петербурге закончилась реставрация одного из самых культовых мест города — знаменитого Белого зала в Шереметевском дворце. Об историческом событии размышляет Сергей Николаевич.

Российский фотограф Дмитрий Кох стал лауреатом международного конкурса фотографий дикой природы Wildlife photographer of the year за снимок белых медведей на Чукотке. Кох рассказал «Снобу», как ему удалось сделать эту фотографию и что общего между его снимком и апокалипсисом.

Вступайте в клуб «Сноб»!
Ведите блог, рассказывайте о себе, знакомьтесь с интересными людьми на сайте и мероприятиях клуба.