Одним абзацем

«Домашнее поле» — вызубренный ответ отличника по проблеме сексизма. Компания продюсера Кирилла Серебренникова создала стильный сериал о женщине-тренере, которая без лишних движений ставит трусливых мужчин на место. В идеальном проекте нет души: герои живут в выдуманном мире, где ни у кого нет финансовых проблем, все дома обставлены минималистичной, дорогой мебелью, а по улицам провинциального города не ходят люди. Создатели сериала забыли о российских реалиях в погоне за продуктом мирового уровня, лишив его какой-либо индивидуальности.

Подробно

У нее бледное, уставшее от недосыпа лицо, которое не освещает улыбка, а короткие волосы зализаны назад, будто героиня всегда готова к бою. Елена Волкова (Светлана Устинова) стала первым в России тренером мужской футбольной команды, зная, что ее будут ненавидеть фанаты, а игроки — отпускать глупые шутки и смеяться в лицо. Но она почему-то пошла к генеральному директору провинциального клуба «Ястреб» Антону Данину (Максим Матвеев) и убедила его, что она лучше второго кандидата — звездного игрока Фила Никитина (Иван Янковский).

Кадр из сериала «Домашнее поле»
Фото: Hype Films
Кадр из сериала «Домашнее поле»

Новый сериал «Домашнее поле» (реж. Феликс Умаров) онлайн-кинотеатра more.tv — дебют продюсерской студии Hype Films, которой руководит звезда российской киноиндустрии Илья Стюарт. Он помог Кириллу Серебренникову выйти на новый уровень, сделав вместе уже четыре проекта, которые отобрали на Каннских кинофестиваль: «Ученик» (2016), «Лето» (2018), «Петровы в гриппе» (2021) и «Жена Чайковского» (2022). Стюарт знает, какое кино снимать и как сделать так, чтобы оно было востребованным на международном рынке. А more.tv умеет создавать народные хиты — «Чики», «Псих», Happy End. Но и провалы тоже есть — псевдофеминистские «The Телки» (2022, реж. Мария Агранович), где объективирующий взгляд камеры показывает полную авторскую глухоту к современной киноэтике. Как можно критиковать мужское общество, восхваляя главного героя (Милош Бикович) и сексуализируя окружающих его женщин. «Домашнее поле» — более удачная попытка снять картину с феминистской повесткой, хотя бы потому, что на экране мужские руки не сжимают женские тела каждые 10 минут, и основной конфликт сосредоточен на власти, которую патриархальное общество боится отдать, а не на том, кто кому изменил.

Кадр из сериала «Домашнее поле»
Фото: Hype Films
Кадр из сериала «Домашнее поле»

Современные проблемы принято измерять статистикой, броско доказывающей проблему неравенства. Чтобы легко понять уровень расизма в США, можно посмотреть список победителей премии «Оскар» за лучшую мужскую и женскую роль: среди мужчин пять темнокожих победителей, среди женщин — 0. В футболе такая же катастрофическая ситуация: женщины крайне редко тренируют мужские команды, и только в 2017 году немка Бибиана Штайнхаус стала первой главной судьей в мужском матче. Поэтому создатели сериала «Домашнее поле» ставят мысленный эксперимент: «Что случилось бы, если в России мужскую команду, вошедшую в Премьер-лигу, тренировала бы женщина?» Они находят банальный, но единственно правдивый ответ: она столкнулась бы с сексизмом на всех уровнях, от фанатов до спонсоров.

Кадр из сериала «Домашнее поле»
Фото: Hype Films
Кадр из сериала «Домашнее поле»

Образ Елены Волковой, созданный талантливейшей Светланой Устиновой («Купи меня»), отражает основной ледяной тон российского «Домашнего поля», созданного по мотивам норвежского многосерийного фильма «На своем поле». Наши авторы сильно понизили «температуру» произведения: в кадре нет ярких цветов, все выполнено в оттенках закаленной стали, солнце закрыто облаками, а трава на стадионе усыпана тонким слоем снега. Эмоционально «Домашнему полю» подходит девиз «Россия для грустных», только нет признаков какой-либо разрухи в кадре. 

Хотя действие происходит где-то в провинции, Елена живет в шикарной квартире, все одеты в стильную однотонную одежду, а пустынные улицы безымянного города напоминают о Барвихе Luxury Village и Хамовническом районе Москвы. Эта обезличенность — возможное влияние Стюарта, она будто прямо говорит российскому зрителю, что сериал не про него и не для него. При этом главный конфликт — как раз для отечественного рынка, потому что на Западе и в США подобным прямолинейным феминистским кино уже трудно кого-то удивить. 

На протяжении двух серий, которые показали прессе, все мужчины, кроме директора клуба Антона, позорятся через кадр: голые футболисты бессмысленно выкрикивают имя команды перед тренировкой, фанаты намекают на сексуальную жизнь Елены с ее подчиненными, а спонсор клуба Титов, в клишированном исполнении Игоря Верника, беспричинно заявляет, что «баба» не может быть тренером. Все мужские персонажи гаснут и замолкают при виде Елены: стыдливо надевают трусы, сбиваются в молчаливую толпу и с улыбкой делают комплименты. 

Создатели подчеркивают лицемерие мужского общества — не словами, но действиями, что, несомненно, большая удача. Они сделали крепкую историю, где сюжет не распадается на несколько второстепенных линий. Но пока характеры всех героев прямолинейно однобоки, хотя и имеют большой потенциал. Так, неизвестно, почему Елена воспитывала дочь одна и живет очень строго, требуя много от себя и окружающих людей. 

Елена из «Домашнего поля» может встать рядом с тезкой из шедевра Андрея Звягинцева, став лицом современной женщины, но для этого нужно попасть в самый нерв российского общества. Первым двум эпизодам это пока не удается, потому что в сериале нет никакого национального колорита, все события могли происходить где-то в странах Восточной Европы. Декорации, освещение, костюмы, игра актеров — все на высшем уровне. Но искры нет, есть только скупой профессионализм.