Каким было твое знакомство с группой «Кино»?

В детстве мне эта музыка дико не нравилась. Когда «Звезда по имени Солнце» или «Перемен» звучали из какой-нибудь «Нивы», возникало ощущение, что потусторонний голос поет о мрачных вещах. Для меня, как для ребенка, это была какая-то супернуарная музыка.

Я не слушал «Кино», пока в 2005 году мне не подарили набор кассет этой группы. Тогда мне было лет 19–20. С тех пор я открыл для себя Цоя, мне он дико понравился, а его музыка меня вдохновила. Для каждого Цой свой. Я тоже нашел своего.

Ты выбрал для нас альбом «Начальник Камчатки». Почему?

Я люблю абсолютно потрясающие песни этого романтического периода первых альбомов группы: «45», «46», «Это не любовь». А «Камчатку» выбрал потому, что, по сути, это первый электрический альбом «Кино». И здесь играет постоянный состав. 

Название альбома  это шутка, отсылка к фильму «Начальник Чукотки». Им (группе «Кино». Прим. ред.) показалось это смешным. Это отсылка к сюжету, когда молодой парень едет на Чукотку бороться с капиталистами. И они взяли это название чисто из-за стеба — Цой тогда еще не работал в котельной «Камчатка». Это удивительно.

Ты помнишь, что почувствовал, когда впервые послушал этот альбом?

Когда мне подарили набор кассет, я сразу выделил «Начальник Камчатки». Для меня это вершина. «Прогулка романтика», наверное, самая главная романтическая песня. Миллиард ассоциаций, когда я ее включаю. Май, конец сессии, закат в окне, тишина. Ты идешь гулять, ничего не знаешь про свое будущее, впереди какие-то туманные перспективы. 

Кстати, Гурьянов (барабанщик из группы «Народное ополчение» Георгий Гурьянов. — Прим. ред.), по-моему, не любил об этом говорить, но это единственная песня, в записи которой он принял участие. Причем в качестве перкуссиониста — он там бьет по каким-то баночкам.

На мой взгляд, «Троллейбус» — это ключевая песня в этом альбоме. Как ты ее понял?

Пассажиры не знают, откуда и куда они едут. Троллейбус это бесконечный поезд жизни. Здесь есть пересечение с повестью «Желтая стрела» Пелевина. 

Меня еще привлекла строчка: «Троллейбус, который идет на восток». В еврейской песне «7:40» есть слова, что мы ждем пришествия нового спасителя, который придет с востока. Образ востока используется в разных религиозных конфессиях, это какое-то место, где рождается новая жизнь.  

Сергей Пастух
Фото: Евгения Видасова
Сергей Пастух

Как ты стал музыкантом?

В 2014 году я работал в клубе и постепенно понял, что мне дико хочется писать песни. Но я стеснялся. Был страх чистого листа и того, что я напишу какую-то фигню, а я этого делать не хотел. Сочинял инструментальную музыку, писал музыку к спектаклям и для себя, трепетно относился к слову. Мне не хотелось заниматься песней лишь только потому, что я этого хочу. Я ждал, может быть, какого-то созревания.

Но однажды в Красноярск, где я жил, переехал мой товарищ, омский поэт Антоша Прокин. Он писал стебные песни и дал мне их послушать. И меня удивила та легкость, с которой он работает со словом. Я спросил: «Антон, то есть ты просто берешь и пишешь песни и не заморачиваешься?» Он ответил: «Да». Мне очень понравилась такая смелость, она меня вдохновила, и я решил тоже попробовать и начал петь песни. Так появилась группа «Твое далеко».

Цой, как я понял, это твой любимый исполнитель. А есть ли еще группы, которые повлияли на творчество «Твое далеко»?

В детстве у меня был стандартный набор музыкантов того периода Земфира, «Агата Кристи», «Мумий тролль». Но вдохновение, как мне кажется, возникает не от прослушивания песен. Это процесс, который может прийти, когда я сижу в ванной, еду в такси, гуляю. Чем больше ты развиваешь свой внутренний инструментарий, свою вариативность мышления, тем больше у тебя возможностей о чем-то сказать изящно, иносказательно, поэтически.

Поэтому я не думаю, что есть прямая связь между музыкой, которую ты слушаешь, и твоим профессиональным навыком. Наоборот, развивая эти навыки, ты можешь прийти к своему стилю.

Кстати, про стиль. Как ты сам идентифицируешь, «Твое далеко»это больше текстоцентричная или музыкоцентричная группа?

Мне нравится, когда слова и музыка приходят одновременно. Но так бывает не всегда. Часто я что-то слышу, потом начинаю к этому подключаться и уже оформлять текст. Бывает, что к тебе придет какой-то припев, и ты такой: «Вау, я понял, о чем это». Начинаешь составлять куплет или примерно представлять, о чем он мог бы быть. И только в процессе понимаешь, о чем песня. Если ставить смысл впереди процесса, то ты себя ограничиваешь. Это диалог хаоса и порядка.

Сергей Пастух
Фото: Евгения Видасова
Сергей Пастух

А какие вы на концертах?

Мне кажется, сейчас мы более роковые, у нас появился новый барабанщик. Я из тех артистов, которые больше любят выступать, чем записывать песни. Нравится работать с публикой, танцевать, нравится живая энергия. Я скучаю по сцене, поэтому с удовольствием готовлюсь к концертам. 

Как тебе кажется, в чем главная сила музыки, которая отличает ее от других видов искусств? Почему ты выбрал именно ее?

Мне кажется, это самый эмоциональный вид искусства. Глаза ты можешь физически закрыть, а уши нет. Их, конечно, можно заткнуть, но природой это не предусмотрено.

Вот эта работа с эмоциями, с эмоциональным интеллектом, с умением достать то, что нельзя потрогать или увидеть, а можно только услышать… Это какой-то эфемерный продукт, который имеет огромную силу и может растопить снег.